Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

05.04.2014 12:21 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 36 от 05.04.2014 г.

Моя радость – юбочка

Наталья ВОРОНКОВА – бывший социальный работник, а сейчас хранительница экспонатов Варьёганского этнографического парка-музея. Оказывается, есть такая должность – хранить историю родного края.

– Что можно хранить в музее, если всё, кажется, здесь на виду?

– Хранить можно культурные ценности и народные традиции. Почему именно традиции? Они ещё не все изучены, я имею в виду традиции коренных народов нашего края. Например, методист музея Алёна Семенченко сделала попытку музеефицировать часть обрядового праздника «Медвежьи игрища»…

– Мы говорим о музейном хранителе. Он сидит на сундуке?

– Нет, сейчас ситуация в музеях меняется в противоположную сторону. Да, раньше хранители сидели на сундуках, если хотите, но с развитием информационных технологий мы имеем возможность делиться своими открытиями не только с экскурсантами, но и с людьми, которые живут за пределами округа или России. К сожалению, у нас нет собственного сайта в Интернете, но есть сводный портал музеев Югры, где размещена информация о Варьёганском музее. Вполне возможно, что любого человека заинтересует отдельная экспозиция или зал музея и он приедет в село, чтобы поближе познакомиться с его жителями.

– У вас есть и музей под открытым небом. Его часто посещают люди приезжие?

– Да, как правило, к нам едут туристические группы и частные лица, они посещают выставочные залы и территорию парка, где выставлены предметы в натуральную величину, например, слопцы-ловушки действующего типа, которые устанавливают охотники у себя на стойбище.

– Давайте представим хранилище музея в виде сундука. Что в нём находится?

– В основном большая часть экспонатов, процентов восемьдесят, представлена в залах музея. Сейчас в эколого-этнографическом музее города Радужного гостят наши экспонаты – в выставке «Моя радость – юбочка». В ней представлены традиционная мужская и женская одежда коренных народов Севера, принадлежности для рукоделия и вообще всё, что связано с декоративно-прикладным творчеством югорских умельцев. В Радужном зрители любуются работами из бисера варьёганских мастериц. Их мы достали из хранилища-сундука, которым вы так интересуетесь…

– А документы?

– Конечно, они тоже хранятся, и очень бережно. Мы рады, что благодаря современным информационным технологиям можем познакомить всех краеведов с историей развития нашего Варьёгана. В музее есть фотографии, на которых запечатлено время, в том числе снимки 1922 года. Сейчас готовится к выпуску региональный каталог архивных фотографий, которые невозможно выставить для обозрения из-за слишком ограниченной площади выставочных залов. Есть и личные снимки жителей села, которые сдают эти ценные и памятные карточки к нам в архив на вечное хранение.

Как известно, Варьёган – село национальное, в нём представлено пять родов коренных жителей, поэтому наш архивный фонд позволяет гражданам обращаться сюда за справкой, например, при составлении семейного древа, за информацией об именах и датах или по поводу утраты старых документов.

– Наталья Анатольевна, что заставляет молодых людей идти в архивариусы или хранители музейных древностей?

– Мне интересна культура коренных народов, на земле которых я живу…

– Вы сделали для себя какое-то открытие?

– Очень много! Коренные жители тесно связаны с природой, они извлекали свои знания в наблюдении за ней, а затем передавали их следующему поколению.

– Вы заблудитесь в лесу?

– Да, и недели там не проживу!

– Вы принимали от людей дары для музея?

– Да, они делятся дорогими и памятными вещами и верят, что в музее они обязательно сохранятся.

– У вас здесь очень чисто и светло, и территория парка тоже облагорожена. Как вы поддерживаете такой порядок?

– У нас ежегодно проходят акции по уборке территории парка, мы тесно взаимодействуем с муниципальным учреждением «Перекрёсток», благодаря которому имеем отряд из подростков и взрослых людей, который поддерживает чистоту в парке. В рамках экологической акции «Спасти и сохранить» здесь проходят субботники, а во время каникул чистоту поддерживают школьники.

– Вы по-прежнему угощаете гостей ухой и чаем?

– Да, всех желающих. Во время праздника охотника и оленевода, который прошёл в селе 14 марта, музей принимал ветеранов-нефтяников «Самотлорнефтегаза». В тот день девяносто человек прошли по залам музея и осмотрели все уголки парка. Потом мы их потчевали чаем…

– Что влечёт сюда людей?

– Наверное, экзотика, история, которой они не знают, образ жизни коренных народов Севера. Я думаю, что у людей не гаснет интерес к прошлому, это подтверждает количество посетителей нашего музея. Я надеюсь, что интерес к Варьёгану будет прирастать.

– А что вас интересует в музее? Вы были социальным работником, то есть общались с людьми. Сейчас – с экспонатами.

– Нет, как хранитель, я тоже работаю с людьми, потому что все вещи, которые я беру в руки, пришли в музей от людей, они ещё хранят тепло их чумов или квартир. Мне интересно знать, как и где хранились эти вещи, зачем они нужны были человеку.

– Нет ли желания написать книжку или диссертацию о вещах из сундука?

– Сейчас я в этом не уверена, но со временем, вполне возможно, решусь рассказать о том, что вижу здесь, знаю и чувствую. Я думаю, что и варьёганцам ещё есть чем поделиться со своим детищем. Я имею в виду сам музей. Это их детище, они его создавали, они любят свою культуру, хранят её и очень берегут.

– Разве традиции не отмирают? Мы, русские, уже не знаем, как отмечать Пасху и Масленицу…

– У хантов традиции живее, по крайней мере они ими живут и соблюдают, даже сегодня, когда все вокруг твердят о необычном прогрессе и современных технологиях. Наверное, это связано с тем, что многие коренные жители Югры ведут традиционный образ жизни.

– Они не обо всём рассказывают на тех же игрищах, что-то скрывают?

– Да, есть закрытые темы – табу, например, о священных местах и ритуалах. Они посвящены духам, и ханты не будут делиться сокровенным с прохожим человеком. Для них многое свято на своей земле и в памяти предков. Есть вещи, о которых ханты говорят тихо и только между со бой…

– Кто работает в музее?

– Это замечательные люди, о которых можно говорить бесконечно и писать. Вы заметили, что в музее чисто, а эту чистоту поддерживает Екатерина Романовна Айваседа, которая работает здесь с первых дней, любит музей как свой дом. Разработку экскурсий и сами экскурсии проводит Зоя Спиридоновна Казымкина. Чтобы стать экскурсоводом, нужно уметь общаться с людьми и знать историю своего села… Одна из самых опытных сотрудниц музея – Лидия Васильевна Плигина. Она занимается декоративно-прикладным творчеством, проводит мастерклассы для начинающих и опытных рукодельниц. Следит за сохранением традиций народных промыслов. При музее есть сувенирная лавка, куда попадают на продажу лучшие вещи мастеров-надомников. В прошлом году их было 54 человека, Лидия Васильевна в некотором роде контролирует их работу как мастер, учит бисероплетению и работе с берестой. В этом году она стала победительницей районного конкурса «Лучшие имена» в номинации «Лучший проект учреждения культуры промыслово-ремесленного направления». Вот такой у нас мастер!

– Ваших надомников устраивает сотрудничество с музеем?

– Думаю, да, потому что люди могут улучшить материальное состояние своей семьи, то есть получать плату за созданную ими и реализованную музеем продукцию. Такими мастерами-надомниками могут быть женщины-матери, которые осуществляют уход за маленьким ребёнком, пенсионеры, люди с ограниченными возможностями. Главное в этом деле – мастерство и золотые руки.

– Вам нравится быть хранителем музейных ценностей?

– Мне больше нравится делиться тем, что есть в сундуке. Гораздо интереснее вынимать из него вещи и давать им вторую жизнь…

 Интервью вела Наталья СТЕПАНОВА.

Фото Натальи СТАБРОВОЙ.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

148