В какой день бывает пятница?
– Я участвовала и в окружном конкурсе, но, к сожалению, не вошла в пятёрку лучших учителей Югры. Правда, нисколько не расстроилась, потому что мне было интересно попробовать свои силы в конкурсе такого масштаба: я смогла проявить свои способности в педагогической практике, встретиться с коллегами и обменяться с ними опытом работы.
– Вы писали «диссертацию»?
– Да, курсовую работу «развитие творческих способностей обучающихся по новым государственным стандартам».
– Интересно, что за новые стандарты в школе?
– Это совершенно иной подход к обучению детей. Сегодня мы уделяем огромное внимание развитию творческой личности ребёнка, то есть воспитательный компонент выступает на первый план, в отличие от учебного. Это значит, что все уроки в школе должны быть вос-пи-та-тель-ные…
– Пронизанные патриотизмом?
– Да, непременно.
– Ещё недавно говорили о том, что воспитывать ребёнка должна семья. Теперь эту заботу снова доверили школе?
– Да, так и должно быть, хотя никто не снимает с родителей их основных обязанностей. Просто учителя должны работать в содружестве с родителями, потому что у них общие цели.
– Если вы впервые участвовали в конкурсе профмастерства, значит, не так долго работаете в школе?
– Уже восемнадцать лет. Почему так поздно заявила о себе? наверное, не смогла решиться, но директор школы, Валентина Михайловна Пашковская, сказала: «Пора, смелей!».
– Вы хотите сказать, что набрались опыта?
– Конечно, ведь всё приходит именно с опытом, с годами и благодаря школе.
– Кто здесь был вашим наставником?
– Когда я приехала в Ларьяк молодым специалистом в девятнадцать лет, в школе работала учительница начальных классов Татьяна Михайловна Ерохина. Собственно, она и сейчас здесь работает. Она приходила ко мне в класс, давала добрые советы, как умный методист.
– Мне кажется, что в девятнадцать лет не забираются в такую глубинку. Или едут наобум?
– Интересная история… Когда я училась в педагогическом училище в Кустанайской области, я часто повторяла, что люблю свой посёлок в окружении леса и семи озёр. Село называется Семиозёрное. Я ни за что бы не уехала из него, даже по окончании учёбы возвратилась бы в родную школу. Но случилось так, что моя старшая сестра поехала учиться именно на Север. Она писала мне: «Приезжай, здесь здорово!». И я приехала. Тогда я была замужем и с маленьким сыном.
– Но восемнадцать лет назад в Ларьяке не было так хорошо и здорово, как сегодня. Что вас здесь удивило?
– Здесь совершенно другие люди. Мне понравилось село, я и сегодня восхищаюсь его красотой и не хочу уезжать отсюда. Приехала сюда после педпрактики, неопытной учительницей. И вот первое сентября, первый класс, первые дети… Мне уже не было пути назад, потому что я приехала в Ларьяк жить!
– В селе не было благоустроенных домов. Печку топили?
– Да, прошла и через эту заботу. Мне дали квартиру «на земле», в стареньком доме, так что приходилось топить печь, колоть дрова и носить воду. В молодости такие заботы мало смущают, это в зрелом уже возрасте хочется обустроенности, уюта и покоя. А что может напугать человека в девятнадцать лет? Два года назад я получила благоустроенную квартиру, тоже «на земле».
– То есть получили всё, что хотели?
– По большому счёту ещё есть мечты, которые хочется осуществить.
– Какие мечты в Ларьяке, среди леса и двух рек?
– Мечты сугубо личные... И ещё хотелось бы поучаствовать в конкурсах, мне это понравилось. Вот 4 марта подведут итоги районного творческого конкурса. Наверное, нужно сохранить это в тайне, но скажу, что пишу стихи. Они сами рождаются, я их даже не записываю. А тут написала и послала на конкурс литературного творчества…
– Ларьяк родил поэта Владимира Мазина. И вы рискнули после него сочинять рифмы?
– Думаю, что этим болею здесь не только я. В Ларьяке пишут стихи даже дети. Вот мой бывший четвёртый класс можно назвать поэтическим, ребятишки участвовали во многих конкурсах литературного и художественного творчества и были лауреатами. В этом плане в Ларьяке земля плодородная…
– У вас уже много выпусков?
– Да, могу похвастаться: два выпускника работают в школе – Дмитрий Залатов и Алексей Балышев. Это первые дети первого набора. Ещё три моих ученицы окончили пединститут и работают в школе. недавно одна моя ученица сказала, что тоже хочет стать учительницей. Может быть, я послужила ей примером…
– Алёна Васильевна, ваши ученики остаются в селе?
– Да, и многие. Приезжают сюда, работают здесь, а те, первые первоклассники, теперь водят своих детей в детсад, кстати, в одну группу с моим вторым ребёнком…
– Вы намерены жить в Ларьяке, чтобы стать первой учительницей для всех детей?
– У нас в школе четыре начальных класса, так что я не одна, но планы моей семьи такие: жить в Ларьяке. Нас здесь всё устраивает.
– Чем нравится село? Оно ведь изменилось на ваших глазах?
– Очень изменилось. Здесь идёт жилищное строительство, обещают построить спортивный комплекс, новый дом культуры. Да и школа очень изменилась: тепло, чисто, уютно, регулярно проводится ремонт.
– Школе 80 лет. Что это за праздник для вас?
– Эта дата важна учителям, которые отдали ей десятилетия. Я относительно молодая учительница, но есть коллеги, педагогический стаж которых составляет больше сорока лет. Вот их можно спросить о впечатлениях и о том, как они здесь работали, что пережили, сколько у них было памятных дат и событий. Я же участвовала в выпуске книжки о нашей школе к дню юбилея, которую мы дарим гостям. В ней приведены исторические факты, строки о современной школе, об учителях, учениках и общих наших заслугах. Чем можно похвастаться сегодня? в учебных классах есть интерактивные доски, компьютеры, всё это восхищает детей, им интересно учиться.
– С каким чувством вы провожаете выпускников?
– Знаете, 1 сентября каждого года хочется плакать от радости и счастья, а на церемонии по случаю последнего школьного звонка я смотрю на выпускников и думаю о том, что наши дети выросли красивыми, умными и благородными людьми, что у них есть цель в жизни, что они повзрослели на моих глазах. Особенно приятно, когда они приходят через несколько лет в школу и рассказывают о своих успехах. Я вижу: вырос настоящий человек, добрый, отзывчивый, он получил профессию и уже может реализовать себя в жизни. Это самое главное. И не надо слов благодарности…
– Это всё рассказывает первый учитель. Вы свою первую учительницу помните?
– Да, конечно. Это Лариса Николаевна Грипп. Я очень её люблю, она запомнилась строгой и доброй. Строгость её не переходила границ. Она давала мне советы, когда я училась в училище, наставляла как будущую учительницу, и всё делала от души, потому что хотела помочь своим ученикам, успеть ещё чему-то их научить.
– А вы своим ученикам советуете выбрать эту профессию?
– У меня пока никто совета не просил, видимо, ученики сами решают, кем им быть, но если бы кто-нибудь из них спросил, я бы сказала, что это тяжёлый труд, что нужно быть к нему готовым и любить свою профессию.
– Чтобы любить, нужно постоянно восхищаться учителем и школой?
– Наверное, это прозвучит слишком громко, но мне кажется, что человек должен родиться учителем. Я помню себя маленькой девочкой, когда сидела с книжкой и тетрадками и представляла себя учительницей. Наверное, с «чувством учителя» нужно расти, расти и убедиться в том, что ты должна идти по своему пути – в школу. Когда пришло время ехать в педучилище, меня не испугало большое расстояние от дома. Родители настойчиво отговаривали меня от моей затеи, особенно волновалась мама…
– За восемнадцать лет можно «наработаться» в начальных классах?
– Конечно, но я ещё училась в пединституте, закончила филфак, так что могла бы преподавать русский язык и литературу в средних классах. Но я не вижу себя в школе в другом качестве, потому что душа моя стремится к маленьким детям. Мне ничего не хочется менять в жизни.
– Да, но каждые четыре года нужно начинать всё с буквы «А». Это же неинтересно!
– Я иногда ловлю себя на мысли, что когда-то повторяла эти буквы, где-то их слышала! открываешь учебник – всё знакомо, всё помнишь наизусть, но всегда думаешь о том, что можно иначе повести урок. Даже то, что говорила ученикам десять лет назад, сегодня расскажу по-другому, поэтому учитель идёт вслед за временем, он тоже учится, приобретает опыт, поэтому не повторяется на уроках. Ведь у человека каждый день проходит по-другому. И в школе не бывает одинаковых дней. И дети приходят в первый класс совершенно другие, они тоже меняются. и я должна работать с ними по-другому…
– Они вас мамой не называют?
– Называют, и очень приятно бывает, когда говорят: «Мы вас так сильно любим!» дети очень открытые… Родители одного мальчика рассказывали мне, что он каждое утро брал в школу конфеты. Зачем? Он отвечал: «Для Алёны Васильевны!» Не знаю, что чувствуют другие учителя, но я только к четвёртому году видела итоги своего труда. Вот в прошлом году готовилась к конкурсному уроку, взяла новую тему. Что же получилось? Дети откликнулись на незнакомый материал, отвечали бойко и верно. И я поняла, что научила их работать нестандартно с новым заданием. Это отметили и присутствующие на уроке коллеги…
– Когда речь идёт о воспитании личности, я не представляю, что это такое. Как воспитать человека? Дома – своим примером. А в школе?
– Я думаю, что нужно быть честными с детьми, не обманывать их. Если поставил отметку – объясни, за что и почему. Что-то тебе не нравится – скажи детям. Скажи им, как должно быть в человеческом обществе, как положено поступать. Да, ты не можешь полюбить и обласкать всех детей, потому что любишь своего ребёнка, но если у тебя есть любовь к работе, это чувство обязательно скажется на учениках, это дети точно почувствуют. Они воспитываются медленно и постепенно…
– То есть делай своё дело?
– Да, честно и с любовью. Я человек очень ответственный, волнуюсь за всё и переживаю, но зато потом вижу результат работы и ненапрасных волнений. Сейчас я снова работаю в первом классе и с удовольствием объясняю детям, как пишутся буквы. И это – счастье…
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.