Олеся Боровкова: Кто умеет жить, тот везде уживётся
Август празднует в силу вошедшее лето. Вот и первый в нашем районе Варьёганский этнографический парк-музей под открытым небом принимает «гостей со всех волостей».
О том, как здесь встречают экскурсантов, рассказывает директор музея Олеся Боровкова.
– Олеся Геннадьевна, какими были «музейные» каникулы у новоаганских и варьёганских школьников?
– Не все дети в силу разных причин, например, юные новоаганцы, могут посетить наш музей, поэтому мы выезжаем со своими экспонатами в образовательные учреждения, рассказываем ребятам о творчестве Юрия Вэллы, знакомим их с его книгами, рукописями и фотографиями, берём с собой и детские игрушки из музейного фонда. Сотрудники музея проводят с ребятишками занимательные викторины, мастер-классы и игры. Такая форма работы пользуется большой популярностью в школах.
– Министр культуры РФ доложил президенту о том, что российские музеи стали неплохо зарабатывать на туристах. На чём может зарабатывать ваш музей?
– Конечно же, на проведении экскурсий, мастер-классов, а также посещении музея без экскурсионного обслуживания, а ещё, например, за счёт предоставления национальных костюмов. В музее есть сувенирная лавка, которую не обходят стороной наши гости. Согласно перечню мы можем предоставить 19 платных услуг.
– Значит, есть от них и прибыль?
– Конечно, за счёт заработанных нами денег укрепляется материально-техническая база музея.
– Когда у вас бывает наплыв гостей?
– Наверное, я удивлю вас, но скажу, что в июне мы перевыполнили план по приёму экскурсантов на 210 процентов, и это несмотря на отсутствие массовых мероприятий в районе и селе, несмотря на дожди и комаров. Люди приезжали в Варьёган, чтобы познакомиться с культурой коренных народов Севера. В селе побывали гости из Франции, Великобритании, Украины, Казахстана, Беларуси, а ещё к нам приходят родственники жителей села, которые навещают наших старожилов. Информация о деятельности парка-музея размещена на сайте, поэтому люди знают о нём и стремятся приехать сюда.
– Что влечёт в Варьёган зарубежных туристов? Это же не Эрмитаж, Олеся Геннадьевна, верно?
– Да, не Эрмитаж, но наш музей знакомит людей с культурой народов, которые населяют Югру много веков, а значит, гости интересуются, как и чем жили в тайге ханты и манси, как выживали, чем занимались. Знаете, к нам приезжали экскурсанты, которые не знают русского языка, то есть экскурсии для них проходили, что называется, «на ощупь» и «на глаз». И мы, бывая в отпуске, обязательно посещаем музеи.
– Вы были в Эрмитаже? Вы там почувствовали, что ваш музей нужен людям?
– Те экспонаты, что находятся в Эрмитаже, имеют богатую историю, там находятся знаменитые картины и предметы, имеющие огромную ценность, но все они находятся за стеклом. Почти каждый экспонат охраняется смотрителем. А наши предметы можно потрогать, сфотографировать и разглядеть более подробно и основательно. У нас – живая связь с историей.
– Мы приближаемся к осени. Что впереди? Отпуск?
– Знаете, осень – это как работа в школе, то есть с сентября по май нас ожидает огромная и плодотворная работа. Если летом мы занимаемся с ребятишками и вместе с ними будто бы отдыхаем, то следом идёт подготовка к декаде народов Севера, праздникам обласа, охотника и оленевода, прилёта Серой вороны. Так что всё у нас впереди. Кроме этого последует и текущая работа, приём экспонатов.
– Откуда экспонаты?
– Вот сегодня жительница села Лидия Васильевна Сологуб принесла в музей альбом цветных фотографий с наших национальных праздников. Она в своё время участвовала в презентации этих фотографий и заняла первое место. Лидия Васильевна всю свою трудовую жизнь отдала Варьёгану. Вот её снимки с Праздника прилёта Серой вороны, вот она запечатлела большое чаепитие, вот фото со дня села. А вот фотографии из жизни Юрия Вэллы: писатель с детьми, за работой… Эти фото подарила музею его вдова Елена Фёдоровна. На одном из снимков писатель представляет экспозицию «Стойбище приглашает» – это 1995 год, Красноярск. Та экспозиция стала лауреатом первой степени, но с тех пор без «Стойбища» не проходит, пожалуй, ни один районный праздник. Эти снимки войдут в музейный фонд.
– Олеся Геннадьевна, хочу вас спросить о музее под открытым небом: на стойбищах в лесу точно такая же обстановка?
– На каждом стойбище обязательно есть кострище, изба, олений дом, вешала для сушки одежды, навес – все нужные в хозяйстве постройки. Можно сказать, живые копии музейных.
– Как приезжие люди воспринимают этот лесной уголок?
– Территория парка наиболее привлекательна для туристов. Среди комплекса экскурсий, которые мы предлагаем их вниманию, гости выбирают посещение выставочного зала и, например, экскурсию по селу. Они могут от них отказаться, но с большим интересом следуют за нами в парк. Это вообще излюбленное место всех посетителей. Они впечатляются постройками, рассказами об их месте в жизни народов Севера. Эта обстановка позволяет гостям хоть в какой-то степени представить жизнь ханты и манси.
– Знаете, бывая в вашем парке и слушая шум ветра в его соснах, я чувствую, что хочу там остаться.
– Такое желание посещает не только вас. Люди говорят, что в лесу хочется окунуться в необычную для них жизнь и отдохнуть от суеты.
– Какой из музейных залов вам особенно дорог? Может быть, он вызывает детские воспоминания?
– Такого места у меня нет, мне по-своему дороги все экспонаты. Допустим, территория парка – это копия стойбища, где я жила в детстве, в выставочном зале хранятся игрушки, которыми я играла, в фойе размещены фотографии людей, которых я знала с детства. Сувенирная лавка хранит вещи, изготовлению которых учила меня мама. Здесь всё для меня ценно и очень близко.
– Что вы можете сделать своими руками?
– Могу сшить бурки. За свою жизнь я сшила, наверное, двадцать пар детских бурок – родственникам и на продажу. Мама учила меня готовить нитки из оленьих жил, шить малицу и ещё мелкую сувенирную продукцию.
– Мне кажется, что директор музея – человек современный, он хранит экспонаты, приглашает гостей и читает книжки. Оказывается, вы мастерица, Олеся Геннадьевна.
– Могу делать коробы из коры пихты, корневатики – это тоже уроки мамы. Нас увозили на стойбище в конце мая и привозили в школу в середине сентября. Все три с половиной месяца я проводила в лесу. Мама учила потрошить рыбу, ощипывать уток, варить суп. Родители мои – люди лесные, отец – Геннадий Осевич Иуси, Почётный оленевод Югры.
– В Варьёгане много рукастых людей, которые не забыли дело своих родителей?
– У нас всё коренное население помнит и знает работу на стойбище. Это наш образ жизни, каждый знает технологию выделки шкур, сможет сшить национальную одежду. Правда, я ещё не передала это умение своей дочери, она связывает свою жизнь с музеем, хочет учиться в институте культуры. У меня в этом плане большие надежды на её бабушку, которая живёт на стойбище и забирает на лето внуков к себе.
– Таким образом варьёганцы передают своё мастерство следующему поколению. А знание родного языка?
– Для нас это болезненная тема, с языком всё сложнее, но предпринимаются попытки его сохранить. Вот в «Новостях Приобья» есть страница на родном языке, в школе преподают родной язык и в семьях пытаются говорить на своём наречии. Люди старшего поколения владеют родным языком.
– Вы думаете, язык вернётся?
– Я возлагаю на это большие надежды. Не вернётся – сохранится, он ведь не ушёл из нашей жизни. Его сохранение зависит от нас, поэтому нужно начинать с нас, живущих сейчас.
– Что вас зовёт-влечёт на стойбище из дома, где в кране всегда есть вода?
– Я часто бываю на стойбище. Там работы непочатый край. Да, в доме можно открыть кран и набрать в чайник воды, а в лесу нужно сходить на речку, а ещё собрать дрова. Всё не так просто, потому что семьи на стойбище большие, нужно что-то сварить, женщина ещё должна семью обшить, собрать ягоды на зиму.
– Вот я и говорю о кране с водой. Зачем тогда забираться в лес?
– Как зачем? Это нужно нам, это душа зовёт в лес. Все предполагаемые неудобства – они сегодняшние, а раньше их просто не замечали, потому что не знали другой жизни. Я еду на стойбище, чтобы отдохнуть душой и помочь родителям.
– Извините, но «странные» у вас родители. Почему они дали вам такое имя? Оно ведь не здешнее. Родители читали Куприна?
– Мои родители не давали мне это имя. Папа хотел назвать Ульяной, а мама – Ириной, но приехала тётка из Ханты-Мансийска, назвала меня Олесей и уехала. А родители забыли, как меня зовут. Потом связались с ней, и я стала Олесей – первой Олесей в Варьёгане. Сейчас нас трое…
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.