Мастеру – класс!
Декада коренных народов Севера – это целый ряд разноплановых тематических мероприятий, в числе которых как встречи с представителями ханты и манси, так и практические семинары по возрождению национальных промыслов и ремёсел. На одном мастер-классе посчастливилось побывать и нам.
Творить и вытворять
На этот раз мы приехали в Аган засветло. Межпоселенческий центр национальных промыслов и ремёсел гудел от разговоров, от предвкушения. Местные мастера подбирали материалы, готовили к работе необходимый инструментарий и ждали встречи с народным умельцем России Яковом Тарлиным.
– Это человек, которого в профессиональных кругах знают как специалиста по резьбе, – озвучивает одну из причин волнения мастер центра Денис Кельмин. – Он легко находит общий язык не только с деревом, но и с костью. Поскольку у нас в посёлке нет мастеров, которые работали бы в данной технике, такие обучающие семинары для нас на вес золота. Это уникальная возможность попробовать силы в новом для себя направлении, получить практические рекомендации и советы от человека, который известен своим мастерством далеко за пределами Югры.
Первоначально разработчики семинара планировали пригласить Якова Тарлина в Аган лично, но пандемия, вызванная коронавирусной инфекцией, заставила несколько скорректировать формат мероприятия и провести его в режиме онлайн-конференции.
Если первый из трёх дней, отведённых на отработку навыков резьбы по кости, посвятили знакомству с историей появления данной технологии, то в оставшиеся два дня участники семинара перешли от слов к делу. Особое внимание заострили на изготовлении традиционных для ханты и манси музыкальных инструментов, в частности тумрана, украшений для мужских поясов и оберегов на оленьи упряжки.
Время собирать кости
В этот раз в каждом уголке ремесленной мастерской при желании можно было найти кости крупных парнокопытных. На вопрос, что со всем этим они будут делать, ещё один участник семинара Владимир Нагаев отвечает со всей серьёзностью:
– Заставим их петь!
На его большой мозолистой ладони неведомо откуда появляется тоненькая пластинка на ниточке.
– Знакомьтесь, это тумран – самый древний в истории ханты и манси музыкальный инструмент. Именно его сегодня мы и будем учиться делать.
Пока Яков Тарлин с экрана монитора пошагово объясняет и показывает технологию превращения кости в произведение искусства, разглядываем поближе то, что, по мнению специалистов, должно издавать музыкальные звуки. На первый взгляд, это тонкая – не более 2 мм в толщину – пластинка, широкая на конце и сужающаяся у основания инструмента. В самом её центре вырезан язычок, а с другой стороны к пластинке крепится сухожильная нитка.
– От длины и пластичности языка будет зависеть качество звука тумрана, – со знанием дела просвещает нас мастер центра Анатолий Тырлин. – Но прежде чем приступить к работе, кость нужно выварить, чтобы придать материалу сговорчивость.
Исходный материал, а именно бедренную кость лося, нашим героям принесли односельчане. Чтобы не терять времени, её ещё до начала мастер-класса отварили и зачистили. Но если распилить кость на заготовки не составило особого труда, то с приданием тумрану формы оказалось не всё так просто. Неожиданностью и для мастеров, и для нас, сторонних наблюдателей, стали облака пыли, которые взмывали в воздух на каждом этапе обработки. И запах! Стойкий, въедливый, неприятный.
– Если в старину все действия производили исключительно при помощи ножа и топора, – не отвлекаясь от дела, комментирует происходящее Денис Кельмин, – то сегодня к нам на помощь приходит прогресс: буры, фризы, шлифовальный станок, электролобзик – центр промыслов и ремёсел закупил всё необходимое оборудование, чтобы процесс обработки кости стал быстрее и легче.
На первом этапе заготовке придали форму, на втором – приступили к вырезанию язычка, и это оказалось поистине ювелирной работой. От мастера требовалось не просто подобрать сверло, а продумать угол наклона бормашины, чтобы тоненькая пластина, не дай бог, не дала сколов или трещин. На завершающем этапе к тумрану привязывают нить и с замиранием сердца ждут, будет он петь или же нет.
Настоящее волшебство происходит после того, как народный мастер России Яков Тарлин даёт урок игры на самозвучащем язычковом музыкальном инструменте. В опытных руках тумран издаёт уникальные по своему диапазону звуки, похожие на вибрации, которые завораживают каждого, кто их слышит. Кто-то считает, что они схожи с голосами животных. Сами ханты приписывают тумрану магические свойства и сравнивают его со «звучанием» северного сияния.
Будем беречь и охранять
Популярное направление деятельности Межпоселенческого центра национальных промыслов и ремёсел – изготовление сувенирной продукции на заказ. Большим спросом как у местного населения, так и у гостей посёлка пользуются национальные мужские ремни из кожи, украшенные оберегами. Последние, к слову, тоже делают в технике резьбы по кости. Секретами их изготовления Яков Тарлин поделился с учениками в третий, завершающий день своего обучающего семинара.
– Каждая деталь одежды для представителей коренных народов имеет своё сакральное значение, – объясняет и.о. директора Межпоселенческого центра национальных промыслов и ремёсел Марина Айпина. – Мужской ремень не только опоясывает малицу, но и служит главным помощником и оберегом своему хозяину. Каждая деталь, что его украшает, наполнена смыслом.
Как правило, речь идёт о накладных пластинах, имеющих разнообразную форму, с изображением какого-либо животного. Проработка изображения выполняется в технике сквозной резьбы, иногда такие накладки имеют подкладной фон.
– Как работники центра мы часто получаем заказы на изготовление таких поясов, – продолжает тему Денис Кельмин. – Если раньше мы знали о тонкостях их изготовления чисто теоретически, то теперь получили подробный инструктаж и под присмотром мастера попробовали сделать несколько оберегов из кости своими руками.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.