Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

28.12.2021 12:04 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 145 от 28.12.2021 г.

Снег летит – гляди и слушай

Автор: Наталья СТЕПАНОВА.

В Ханты-Мансийске состоится ХХ Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня», но уже без его президента Сергея Соловьёва.

В 2003 году, открывая первый фестиваль «Дух огня», известный режиссёр, сценарист, профессор, лауреат Государственной премии СССР, народный артист России Сергей Соловьёв сказал: «Конечно, это трудно и для тех, кто делает свои первые фильмы, и для тех, кто их смотрит. Но всё-таки это прекрасные «трудности роста». Именно этого требует время, в частности, именно этого жаждет и начинающийся новый век. Это, по существу, и состоится в дни проведения I Международного фестиваля «Дух огня» в Ханты-Мансийске. И событие это, как мне кажется, достойный повод для того, чтобы вкладывать в него и сердце, и душу, и время, и деньги. Поэтому, в частности, я работаю на этом фестивале и мои друзья, которых я пригласил себе на помощь, и вообще многие люди, которые делают всё от них зависящее, чтобы процесс этот жил и продолжался, а значит, жило бы и трудилось в наших сердцах и душах живое кино».

Фестивалей с его участием было много, но юбилейный пройдёт без отца-основателя. Сначала ушёл из жизни его друг и арт-директор «Духа огня» Александр Абдулов, теперь нет и Сергея Александровича.

Фестиваль осиротел.

4 декабря на ОТР он давал своё последнее интервью. Я словно что-то почувствовала. Меня насторожила его замедленная речь и неподвижная поза в кресле. Как обычно, Сергей Соловьёв был в бейсболке с низко надвинутым на глаза козырьком. Я почти не видела его лица. А 13 декабря по телевизору сообщили печальную весть: не стало известного режиссёра и нашего доброго друга по духу. По «Духу огня», по любви к кино и к его фильмам, которые всегда вызывали интерес и споры, например, по ленте «Анна Каренина», которую мы ждали в течение двух фестивалей. Вместо фильма он в первый раз привёз в Ханты-Мансийск свою фотовыставку. Соловьёв оказался отличным фотомастером, он снимал Россию в поисках уходящей натуры и своих любимых актёров на киноплощадке.

В том последнем интервью Сергей Александрович не забыл сказать и о «Духе огня», например, о том, как созывал в Югру известных зарубежных актёров. Кстати, на первый форум приехали Пьер Ришар и любимая всеми Анжелика – мадам Мерсье. Никто из иностранцев, смеялся режиссёр, не мог выговорить слово «Ханты-Мансийск».

Соловьёв был и остался знаковой фигурой в отечественном кино, его классиком и большим художником. Пожалуй, едва ли не больше кино он ценил встречи с людьми, у него было много друзей. Он сказал в том интервью, что ему повезло на количество встреч. О них Соловьёв рассказывал в цикле передач «Те, с которыми я…» на ТК «Культура». Когда его не стало, о нём говорили с благодарностью – как и он о людях, с которыми работал над 19 картинами и встречался на длинном пути.

Лучшие его ленты – «Егор Булычёв и другие», «Станционный смотритель» по повести А.С. Пушкина, «Сто дней после детства», «Чужая белая и рябой», «Асса», «Чёрная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», где он открыл нашего земляка Александра Баширова, «Дом под звёздным небом», «Нежный возраст». Его называли главным режиссёром эпохи перестройки, а «Ассу» – культовым фильмом, манифестом нового поколения. Режиссёр сказал, что хотел сделать фильм, чтобы в кинотеатры выстроились очереди, как на индийское кино. Этот фильм стал событием в жизни страны, впрочем, как и перечисленные ленты. За них он был удостоен международных наград, а от имени государства награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» четвёртой степени.

Я не раз встречала Сергея Александровича в коридорах «Духа огня». Он ходил свободно и неторопливо, спокойно отвечал на вопросы и внимательно смотрел в глаза собеседника. Наверное, он запомнил меня, потому что вдруг обнял у дверей кинозала Дворца искусств, когда вместе с сыном привёз в Нижневартовск свой фильм «Нежный возраст», в котором снимался и его Дима. Сына уже нет, его смерть подкосила Сергея Александровича. И вот не стало и его. Теперь будем смотреть эти ленты и вспоминать замечательного режиссёра и человека. И будем мысленно благодарить его за фильмы о жизни и людях, которые прошли мимо нас или живут рядом с нами. Не знаю, кто заменит Сергея Александровича на «Духе огня». Из старой гвардии осталась сценарист и вице-президент фестиваля Мария Зверева. Кого успел пригласить в Ханты-Мансийск Сергей Александрович? Кто щёлкнет деревянной хлопушкой и скажет: «Начали»? Понимаю, что люди уходят, что это закон жизни, но так жаль прекрасного режиссёра и человека, что сердце щемит.

Я не скрываю, что в последнее время смотрю только ТК «Победа». Наверное, что-то происходит с памятью или проснулся зов предков. Ругаю новоделы о боях, но смотрю, потому что так или не так, но происходило нечто подобное, люди гибли на войне по-разному, жертв было столько, что до сих пор не могут сосчитать. Смотрю. Поскольку фильмы на «Победе» идут с частыми повторами, я обратила внимание на ленту режиссёра Виктории Фанасютиной «Солдатик». Это драма, современный фильм о войне, он снят к 75-летию Великой Победы. Ну, думаю, заигрались в войнушку, уже до детей добрались. Оказывается, это художественный пересказ событий жизни воспитанника стрелкового полка Серёжи Алёшкова – самого юного участника войны. В фильме его называют Серёжей Шишкиным. Он остался сиротой, его подобрали в лесу разведчики и принесли в часть. Конечно, ребёнка нужно было отправить в детдом, но пятилетнего мальчонку усыновил командир полка. Он же организовал ему «игру в солдатики», чтобы сохранить детство. Мальчик был посыльным, его берегли и держали подальше от огня, но он не избежал обстрелов, даже спас отца и его товарищей, на которых обрушилась стена блиндажа. Мальчик привёл подмогу, людей откопали. Юный боец подносил бойцам патроны и гранаты, вместе с полком участвовал в боях в Сталинграде. Солдатика усыновил Михаил Воробьёв, с ним мальчик воевал до 1944 года, затем стал суворовцем, позже выучился на юриста, жил в Челябинске у своих родителей. Мальчик был награждён боевыми медалями и орденом Отечественной войны первой степени. Было за что. Герой войны умер в 1990 году по дороге на работу, и было ему всего 54 года.

Роль Солдатика сыграл шустрый маленький мальчик Андрей Андреев. Дети вообще выразительны на экране, а этот малыш, наверное, совпал со своим прототипом по характеру и смекалке. Фильм получился обычным, то есть снят со всеми «красотами», вплоть до чистых подворотничков, но дело не в киноляпах, а в том, что он рассказал жителям новую историю «Сына полка», только её участником был действительно очень маленький ребёнок. Смотришь фильм и думаешь: «Нет, Россию не победить!»

Помню, в День Победы по ТВ показали видеоролик, запечатлевший маленького Солдатика. Он был в резиновых сапожках, ярком жёлтом плащике и в пилотке на кудрявой голове. Я подумала, что это девочка: светлые локоны вились почти до плеч. Нет, Солдатик. А мимо него шли «коробки» десантников с автоматами и в белых перчатках не то с парада, не то на парад. Этот ребёнок стоял у края дороги и отдавал честь солдатам Отечества. Стоял долго и терпеливо. Десантники улыбались, один приложил руку к сердцу, приветствуя малыша. И вдруг в третьей по счёту «коробке» десантники, как по команде, стали отдавать ему честь. Оказывается, они не должны этого делать в строю и с оружием, но бойцы не смогли пройти мимо такого Солдатика – своей смены. И я снова подумала: «Нет, Россию нельзя победить!»

В связи со 100-летием со дня рождения Юрия Никулина на ОТР прошли фильмы «Чучело», «Когда деревья были большими» и «Двадцать дней без войны» – лучшие ленты с его участием. Умели же снимать кино режиссёры и операторы, умели же играть советские актёры!

Я только раз в своё время посмотрела «Чучело» Ролана Быкова, когда фильм с большим шумом прошёл по стране. Сколько негативных откликов учителей и родителей он вызвал: наши дети не такие, мы растим будущих учёных, рабочих и эстетов! Ага, растим, воспитываем, стараемся сладко кормить и не давать ничего горького. Родители ведь хотят, чтобы их дети не знали бед и забот, они стараются устлать их путь мягкой травой, а «Чучело» – это ложь и провокация. Сегодня этот фильм нужно крутить на ТВ хотя бы раз в неделю, чтобы дети хоть что-то поняли про себя, школу и будущую жизнь. И посадить рядом родителей. Как фильм аукнулся в наше время! Что сказали бы сегодня те учителя, которые не вняли предупреждениям режиссёра?

…Скоро Новый год, ёлки, мандарины, затем общероссийские каникулы, а с ними горки, санки, игры, морозы, потому что январь никто не отменял. И, конечно, ковид с новой буквой греческого алфавита. Глава Роспотребнадзора снова скажет, что славно погуляли – сотни новых пациентов в «красной зоне», начнутся ограничения – и так до весны. Я пишу об этом не для того, чтобы вы проворчали: «Надоело!» Конечно, надоело, ещё как надоело, но нужно в дни всеобщих каникул поберечься от тусовок и хороводов. Кажется, мы научились этому и поступаем осознанно, отказавшись от приёмов гостей. Понятно, что такая жизнь не в нашем характере, но пока ничего нового нам предложить просто невозможно. Словом, поберегите себя и домочадцев, ведь эти каникулы не последние в календаре и в нашей жизни. И с наступающим Новым годом, дорогие читатели!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

5