Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

04.12.2021 11:21 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 135 от 04.12.2021 г.

Почему рассердилась Луна

Автор: Юлия ВОРОНИНА.

В Аганской средней школе проводится большая работа по сохранению культуры коренных народов Севера. Здесь чётко выстроена система работы с детьми. Педагоги стремятся передать подрастающему поколению вековую мудрость предков, тонкости национальных промыслов и ремёсел.

О том, как проводится эта работа, рассказала учитель Аганской школы Лариса Минеева. Она ведёт занятия по курсу «Материальная и духовная культура народов ханты и манси». Кроме того, в каждый урок, где это возможно, вводится изучение элементов родной культуры. Если проходят тему «Реки», то обязательно говорят о реке Аган, если изучают Уральские горы, то вспоминают легенды об их сотворении.

В школе есть свой банк методических материалов, собранный носителями языка и культуры. В интернет-источниках информация по большей части недостоверная, поэтому учителя её в расчёт не берут. На уроках часто прослушивают записи с рассказами на хантыйском и мансийском языках, изучают сказки, легенды, песни. Старожилы делятся со школьниками воспоминаниями о том, как жили раньше, что происходило на самом деле.

Очень часто учителя обращаются к творчеству писателей Еремея Айпина и Ювана Шесталова, которые в своём творчестве используют мифы, легенды и сказки. Например, у Еремея Айпина в сборнике рассказов «У гаснущего очага» объясняется, как ханты различали фазы луны. Есть и легенда о том, как появились на луне пятна. Двое непослушных детей нарушили запрет. Они показывали пальцем на луну и смеялись, а этого, по поверьям ханты, делать нельзя. Луна рассердилась и забрала их к себе. По этой легенде пятна на луне не что иное, как очертания этих детей.

Особый подход к изучению родной культуры – и на дошкольном отделении Аганской школы. Воспитатель Екатерина Пельментикова работает с малышами по программе «Искры из чувала» – изучает с ними родной язык. На занятия она надевает национальную одежду, а детям даёт поиграть старинными игрушками: бусами из косточек щуки, погремушками из утиных носиков и гортани лебедя, пузырём с камешками, куколками акань, деревянной юлой и тканевыми мячами. Есть на дошкольном отделении и уголок национальной культуры, куда разрешено заглядывать, брать и рассматривать предметы.

В школе работа выстроена несколько иначе. С 5 по 7 класс ребята изучают курс «Материальная культура и литература ханты и манси», а с 8 по 11-й – «Духовную культуру и литературу ханты и манси». Эти курсы в Аганской школе 11 лет ведёт Лариса Минеева. При изучении этих предметов используется тесная связь культуры и литературы. Например, когда изучают иерархию духов, тут же иллюстрируют примером из литературного произведения. Когда изучали духа воды, приводили в пример произведение Ювана Шесталова, где он описывает, как впервые сел в лодку и ему смочили голову водой, чтобы дух воды не навредил.

Стоит отметить, что ханты и манси раньше никогда не купались, боясь осквернить воду своим телом. Поэтому они не умели плавать. Если рыбак переворачивался в лодке, то был практически обречён.

А на занятия по материальной культуре ребята вместе с учителем отправляются в Центр национальных промыслов и ремёсел. Там погружаются в родную атмосферу. Школьникам очень нравятся такие занятия. Есть возможность пообщаться с мастерами, сделать что-то своими руками.

Преподавание родной культуры и литературы тесно переплетается с современными технологиями. Учителя создают видеоролики и анимированные фильмы по легендам и сказкам народов Севера. И эта большая работа будет продолжена, ведь культура и традиции предков должны быть сохранены и бережно переданы последующим поколениям.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

17