Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

07.12.2021 11:13 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 136 от 07.12.2021 г.

Сын вахских ханты

Автор: Марина ФЕТИСОВА.

Хорошая новость пришла из окружной столицы. Глава региона Наталья Комарова отметила заслуги 12-ти мастеров народных художественных промыслов и их вклад в сохранение и возрождение старинных ремесленных технологий. Одним из обладателей премии стал наш земляк – мастер из Нижневартовского района, житель села Корлики Степан Каткалев.

Сегодня его самобытным талантом восхищается вся Югра, мы же взяли на себя обязательство рассказать нашим читателям о том, откуда народный мастер черпает силы и вдохновение.

Дитя земли, воды и леса

12 февраля 1959 года в семье потомственного рыбака-охотника Ивана Каткалева и его жены Марии на свет появился долгожданный первенец, которого нарекли Степаном. Так вышло, что матери своей наш герой почти не помнит: Марии Васильевны не стало, когда Стёпе не было и года. Воспитанием ребёнка занимались бабушка и дедушка со стороны отца – Егор Андреевич и Татьяна Ивановна.

Жили они в верховье реки Вах на традиционном хантыйском стойбище. С малых лет дед приучал внука к работе и быту коренных народов. Отец, который к тому времени повторно женился, тоже не оставался в стороне, воспитывая сына как настоящего рыбака и охотника.

– Большую семью кормить нужно было, – вспоминает о годах юности Степан Иванович. – Лет с 14-ти уже ходил на зверя в компании деда и отца, который с новой семьёй и детьми жил по-соседству, вместе неводили на Вахе.

В ту славную пору в местных реках и рыбы было вдоволь, и в лесном бору дичи полным-полно водилось. Как и многие ханты, Каткалевы занимались заготовкой пушнины: ходили на белку, соболя, ондатру. А потом сдавали свою добычу в промохототделение.

И накормит, и вдохновит, и жизни научит

Лес стал для Степана Каткалева и отчим домом, и верным другом, и источником вдохновения. В Корлики они семьёй если и выбирались, то исключительно по необходимости: сахар прикупить, соль, муку, чай, спички, патроны. Зимой все поездки совершали на оленьих упряжках, тогда как в другое время года предпочитали реку – и быстрее выходило, и безопаснее.

Традиционный быт ханты как тогда, так и сейчас изобилует большим количеством предметов, которые у современной молодёжи, к примеру, вызывают не то что вопросы касательно использования, а удивление и восхищение простотой и функциональностью. От старших мужчин своего рода Степан Иванович перенял азы мастерства по изготовлению нарт, обласа, оленьей упряжи. Из-под руки парня выходили отличные охотничьи ножи и прочие предметы быта.

До пятого класса Степан исправно посещал школу, подолгу уезжая из родного стойбища в Корлики. Но потом терпение деда Егора лопнуло. Решение «освободить» внука от традиционного обучения он объявил председателю сельского совета, который приехал за мальчишкой лично.

– Привези мне своего сына, сказал ему тогда дед, – даже годы спустя слово в слово воспроизводит речь родного человека Степан Иванович, – тогда и Стёпку заберешь. А то кто мне здесь помогать будет?

Так и прожил наш герой в чуме бок о бок с дедушкой и бабушкой до 20 лет. Чтобы не сидеть у стариков на шее, сразу после совершеннолетия устроился в промохототделение охотником-рыбаком.

Талант из глубинки

В конце 1970-х годов исторические земли ханты стали всё чаще и чаще посещать этнографические экспедиции. Село Корлики не стало исключением. Студенты и сотрудники Томского государственного университета с помощью старожилов собрали уникальный в плане культурного наследия материал, который включал в себя экспонаты ручной работы, песни, легенды и сказки коренных народов. Совсем не случайно на глаза исследователям фольклора попались тогда работы и нашего героя.

– У нас в семейном архиве хранятся уникальные кадры, – подключается к разговору сын мастера Иван Каткалев, – как отец вместе со своей сводной сестрой Надей и участницей одной из таких экспедиций Натальей Фёдоровой едет на моторной лодке. Исторически – это то самое время, когда к отцу, как сегодня говорят, пришло признание. Его творчество не просто увидели, а оценили по достоинству.

Много лет спустя член Союза художников России, а по совместительству член Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Югры и Российской ассоциации искусствоведов Наталья Фёдорова, не скрывая восторга, делится впечатлениями от знакомства с этим простым, но удивительно талантливым мастером из северной глубинки:

– То, что каждая работа олицетворяет собой автора, не оставляет сомнений. Меня как искусствоведа несказанно удивила и поразила тогда фигурка оленя из щепы. Реликтовый для людей нашего времени тип детской игрушки! Простая с виду конструкция предполагает не просто мастерство работы с деревом, а умение его тонко чувствовать и филигранно обрабатывать. Выразительность пропорций. Пластика линий. У каждого оленя в созданном мастером стаде есть и ярко выраженный характер. Это не просто ремесло, это уже искусство.

Как тогда, в 1980-х, так и поныне Степан Каткалев является не просто потомственным мастером, а примером человека, который совершенствует уровень своего мастерства, причём делает это в разных направлениях. Среди его изделий можно встретить как традиционные предметы промысловой деятельности – вёсла, охотничьи лыжи, нарты, так и детские люльки, курительные трубки и даже игрушки.

Часть изделий Степана Ивановича в качестве образцов народного искусства хранится в этнографическом музее под открытым небом «Торум Маа», часть – в галерее-мастерской художника Геннадия Райшева и в Тюменском областном музейном комплексе. Член союза мастеров традиционных промыслов коренных народов Югры, Степан Каткалев является постоянным участником районных и окружных конкурсов народного мастерства и фестивалей мастеров декоративно-прикладного творчества.

Из поколения в поколение

Наследников у Степана Каткалева много. На двоих с первой супругой Маргаритой у них было восемь детей: шестеро общих – Григорий, Аркадий, Иван, Артур, Мария, Андрей, и две старшие дочки жены – Виктория и Таисия, которых Степан любил и воспитывал, как родных. Сейчас все они уже выросли и обзавелись собственными семьями. Григорий, Артур, поддерживая традиции предков, живут в лесу, на родовом стойбище. Аркадий обосновался в Корликах. Унаследовав талант отца, он искусно мастерит охотничьи ножи из капа, ножны, шьёт ремни из кожи. Иван выбрал для себя медицину, работает фельдшером в участковой Корликовской больнице. Его очень любят односельчане за отзывчивость и уважают за стремление помочь. Младший сын Андрей работает поваром в школьной столовой. Дочь Мария вышла замуж и с семьёй перебралась в Излучинск.

Так вышло, что Маргарита Гавриловна не застала всего этого: она умерла, когда дети были совсем маленькими. Но частичка её души живёт в каждом из них.

Научи нас жизни, папа

Он женился во второй раз, когда ему было уже за пятьдесят. В спутницы жизни выбрал такого же творческого человека – Светлану Прасину, рукодельницу, которая известна своими изделиями из бересты. Среди достижений второй половинки Степана Каткалева – звание «Народный мастер России».

Всю жизнь прожив на родовом стойбище, в настоящий момент наш герой с супругой приняли решение перебраться в Корлики, где в гости к бабушке и дедушке частенько наведываются внуки и правнуки. Казалось, ещё вчера Степан Иванович мастерил для них хантыйские игрушки: нарты, обласа. Сегодня, сетует он, здоровье не то, руки подводят.

Односельчане отзываются о Степане Каткалеве как о человеке с большим и добрым сердцем. Он бесконечно верен и предан своим корням, любит свою большую и дружную семью. Силы творить придаёт ему то светлое чувство, с которым наш герой относится к своей малой родине. Местная природа – вот главный источник вдохновения. Созидание её красот и толкает мастера на творчество.

– Для нас отец всегда был и остаётся самым умным, самым добрым и самым близким человеком на свете, – от лица братьев и сестёр подытоживает Иван Каткалев. – Мы гордимся им, учимся у него жизни. Папа как талисман, который держит всех вместе, он корень нашего рода. Его примеру нужно соответствовать.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

49