Родина выбрала нас
В Афганистан Имрана Абасова вместе с ребятами из учебки, которую они проходили в армянском городе Октемберяне, перебрасывали с военного аэродрома в Тбилиси.
– Когда вышли из самолёта, то почувствовали, что тяжело дышать, – вспоминает Имран. – Было жарко в то раннее июньское утро 1985 года.
Местом службы нашему собеседнику определили провинцию Кандагар, там находилась крупнейшая мотострелковая бригада, входившая в состав Ограниченного контингента советских войск. Среди военных этот регион Афганистана считался очень сложным: рядом находились Пакистан и Иран, правительства которых рассматривали южные провинции соседней страны как зону своих геополитических интересов. С этих территорий совершали вооружённые вылазки душманы, между собой они постоянно враждовали, однако шурави – так называли советских солдат – были для них первым врагом. Финансовую и военную помощь правительству Пакистана оказывали американцы, в ту пору как раз достигла своего апогея наша конфронтация с США.
– С нами местные жители общались, – рассказывает Имран. – Переводить помогали ребята, призванные из Таджикистана, ведь и те и другие говорят на родственных языках. С афганцами приходилось держать ухо востро: мы всегда были готовы к тому, что могут выстрелить или всадить нож в спину. Приветливыми они были только на словах, говоря нам: «Дус! Дус!» («Брат! Брат!»)
Со срочниками из афганской армии общались регулярно. Однажды к советским солдатам приезжал лидер страны Наджибулла, Имрану и его сослуживцам он даже пожал руку.
Молодого солдата командование сразу же приметило: службу несёт, вредных привычек не имеет, смелый и решительный, умеет дать отпор. Командиры посчитали, что такой везде наведёт порядок, и перевели его в самое дальнее расположение наших войск, где нужна была жёсткая дисциплина.
В ходе одной из вылазок Имран с ребятами раздобыли двух «языков», которые даже переоделись в женские платья, закрыв лицо паранджой, как требовали местные обычаи. Но этих душманов раскусили, доставили в штаб.
Когда демобилизовался и вернулся домой, родители по такому случаю устроили праздник, пригласив не только односельчан, но и людей из соседних деревень и даже из Сальяна, районного центра. Все дети в их семье – это мужчины, восемь добрых молодцев. Отец не скрывал своей гордости за Имрана, ведь в армии он не уронил доброго имени их рода.
…В Излучинск Имран приехал в 1987 году. Тогда на месте нынешнего посёлка стояли три пятиэтажных дома и школа, которую ещё только строили. В те годы трудился на автотранспортном предприятии, специально созданном для строящейся Нижневартовской ГРЭС. Когда же зашёл разговор об отдельной жилплощади, руководитель профсоюзной организации посоветовал Имрану скорее найти себе жену: «Тогда и выделим вам отдельную двухкомнатную квартиру».
Жену, молодую и ослепительно красивую, он привёз из родного села.
– Я младше его на пять лет, – поделилась Эсмира Абасова, – когда была школьницей, то часто задавалась вопросом: кто же станет женой такого красавца? А оказалось, что я. Его старший брат чуть раньше взял в жёны мою сестру.
Посёлок энергетиков стал малой родиной для двух дочерей Имрана – Афсаны и Айгун, теперь уже и у них подрастают дети: Юсиф, Лейла, Мяляк и Нургюль. Сыну Ильхаму четырнадцать лет, о первых его успехах на борцовских соревнованиях уже пишут в газетах.
Ильхам с интересом рассматривает армейские фотографии отца, небольшой блокнот с рисунками, сделанными в Афганистане, и адресами сослуживцев, награды, среди которых особое место занимают Почётная грамота Президиума Верховного Совета СССР и медаль Демократической Республики Афганистан «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа». Вспоминает и любимый армейский рассказ о том, как БТР проехал «на боку» в ходе боевой операции и при этом не перевернулся благодаря находчивости отца.
Со многими ребятами, с которыми прошёл Афганистан, Имран поддерживает связь, благо, что есть теперь социальные сети. Сослуживцы живут в Москве, Санкт-Петербурге, Дагестане, Волгограде, на Урале. Один из его земляков обосновался даже в Минске. Кто-то избегает общения, не желая вспоминать о том времени: война всё же оставила тяжёлый след в душе. Вспоминает, как не смотрели в те годы на национальность, делили тяготы войны вместе с русскими ребятами, армянами, татарами, башкирами, белорусами… Недоверие между соотечественниками возникло потом, из-за политических взглядов. Но, несмотря ни на что, афганцы остаются дружной семьёй.
– Мы выполняли долг перед Родиной, – отметил Имран, – и нашими ребятами, прошедшими Афган, мы должны только гордиться.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.