С добрым утром, Вата. Держи пирожок!
Первым пекарем в новейшей истории деревни стал местный фермер Николай Косов. В 2009 году он приобрёл в центре поселения магазин, примечательностью которого стали свежее молоко и мясо от здешних бурёнок. А вскоре вдобавок оборудовал в одном из его помещений мини-пекарню.
Несколько лет покупателей магазина встречал по утрам запах горячего, только из печи, хлеба. Но в 2014 году произошло два события: производство лишилось пекаря, к этому моменту предприниматель, так совпало, решил избавиться от торгового бизнеса. Он уступил его молодому коллеге-земляку Анатолию Карпенко. Тот не нашёл замену прежней хозяйке кулинарного цеха, и хлебопечение в деревне остановилось. Это растянулось на шесть долгих лет.
– Люди тогда просили запустить производство, но специалиста не было, а мы не могли с этим разобраться. Поэтому цех закрылся, а потом все и забыли, что тут когда-то была пекарня, – рассказывает Анатолий.
С дипломом вуза – за прилавок. Правда, собственный
О новом предпринимателе стоит рассказать подробнее, настолько необычна история целеустремлённости и деловой находчивости едва вставшего на жизненный путь молодого парня. В 2014 году он окончил учёбу в Нижневартовском вузе. За пять лет студенчества накопил на страховом вкладе 150 тысяч рублей. Ими уплатил первый взнос за магазин. По договорённости с бывшим хозяином весь следующий год помогал тому погасить остаток кредита, взятого на покупку магазина. Затем, когда с этим долговым обязательством было покончено, оформил в банке уже собственный займ, чтобы окончательно расплатиться с фермером за торговую точку.
Анатолия, строго говоря, неверно считать ватинцем, хотя жители деревни знают его ещё мальчишкой и до сих пор по старой памяти зовут Толиком. Здесь родилась его мама и до сих пор стоит дом бабушки. А перед пенсией сюда из Нижневартовска перебрались родители. Чтобы не сидеть без дела, купили небольшой магазинчик в районе ФАПа. Юноша, который вместе со старшим братом как раз зарегистрировал фирму по грузоперевозкам, взял на себя поставку товара.
Когда наследник приобрёл бывший фермерский магазин, родители закрыли свой и все запасы перевезли к сыну. Мама встала за прилавок, а он по-прежнему занимался административной и экспедиторской деятельностью. Свободные благодаря маминой помощи руки позволяли «крутиться». Например, до 2017 года Анатолий Карпенко поставлял продукты ещё и в местную школу. Правда, позже из-за конкуренции на электронных торгах договор перехватили другие находчивые предприниматели.
На 2017 год в регионе пришёлся спад провинциальной торговли. В Югру зашли федеральные ритейлеры. Жители деревень-сателлитов стали ездить за покупками в соседние города.
Ватинские предприниматели загрустили: доходы от продаж резко упали, перестали оправдывать коммунальные платежи. Чего только стоят расходы на электричество. Счета за электроэнергию в магазине начинаются от 20 тысяч рублей в октябре и достигают 60-70 к январю.
– В декабре 2017 года мне пришёл счёт за свет на сто тысяч рублей, – вспоминает Анатолий. – Если учесть, что я к тому времени ещё расплачивался с банком, это, конечно, огромная сумма. Компенсировать часть затрат муниципалитет не имеет права, поскольку мы торгуем подакцизным товаром. Так что я взял ещё один кредит на 300 тысяч рублей. Сто тысяч заплатил электрикам, а на остаток переделал в магазине систему отопления.
Хозяин ведёт в подсобку, где на оцинкованном листе у кафельной стены стоит небольшая с виду, но вполне мощная, по его словам, печка. Ею отапливают помещения в дневное время. «Она не только позволила в четыре раза сократить расходы на услуги энергосбыта, но и тепла даёт больше, чем батареи на электричестве – нынешние морозы мы с ней даже не заметили, было вполне комфортно работать», – добавляет молодой человек.
Как хозяюшки в деревне хлебопекарство налаживали
В августе прошлого года он был вынужден поставить за прилавок нового продавца: мама заболела и уже не могла помогать сыну. Ей на смену вызвалась местная студентка-второкурсница. Обнаружив в подсобке печь и тестомес, предложила попробовать запустить: как оказалось, выпечка ей не чужда, ну а то, что противни приходится ставить вместо духового шкафа в профессиональную хлебопекарскую камеру, – ничего страшного!
Ватинцы не успели распробовать новый хлеб, как производство остановилось. Девушка не смогла совмещать работу с учёбой и в октябре уволилась. Оживившийся было цех опять осиротел. Правда, на этот раз ненадолго. Дело спасла вернувшаяся перед пенсией на родину в Вату бывшая жительница деревни Ольга Дворникова. Она услышала, что в магазине простаивает пекарня и предложила Анатолию свои услуги. Предприниматель охотно согласился, тем более, что осенью 2020-го рассчитался со своим кредитом и уже не боялся возможных рисков, которые могло поднести новое производство. Даже с учётом того, что для нужд цеха пришлось увеличить закупки по нескольким товарным позициям.
– Первые партии хлеба ещё в прошлом году мы готовили из того, что было на складе в магазине: поскребли по сусекам, – говорит он. – Потом я заказывал муку в городе, постепенно наладили поставки. Сейчас так же получается. В понедельник начали печь – использовали всю муку, что была у меня. На второй день я скупил её запасы в магазине напротив. В среду съездили в город за новой партией. В четверг опять пошёл к соседям. А в пятницу нам уже начал поставлять Закриев. В первый раз завезли двести килограммов муки. Половину израсходовали к нынешней среде. Вот так и определяем потребности – на глазок, на собственном опыте.
Гугл в помощь
Ольга Сергеевна не профессионал пекарского и кулинарного мастерства. Она, скорее, опытный любитель – из тех хозяек, в чьём доме всегда аппетитно пахнет свежей выпечкой. Её коронное блюдо – пироги с рыбой. Их маленькие подобия, расстегаи, уж попробовали ватинцы. А кроме них картофельные, капустные пирожки, сосиски в тесте, пиццу и, конечно, сладкие и пышные булочки.
Поскольку домашним хозяйкам ни к чему расчёты промышленного производства выпекания хлеба и пирожков, эти тонкости женщина сейчас и осваивает.
– Раньше говорили: «Бог поможет». Сейчас советуют «Гугл в помощь». Методики, расчёты, Госты, стандарты – сколько теста и начинки по весу на одну порцию – всё узнаю из Интернета, – рассказывает Ольга Дворникова. – Учимся вместе с Анатолием технологии, чтобы не было к нам никаких претензий по качеству продукции.
Впрочем, недовольства и нет – ватинцы уже знают, что в магазин нужно успеть к обеду, когда из печи достают первые партии горячего хлеба. Вся выпечка тоже расходится очень быстро. Тем более, что цену на неё предприниматель установил демократичную. Булка свежего хлеба, например, стоит 40 рублей, вчерашнюю продают за 30. У соседей он стоит 35. Им привозят товар поставщики из Лангепаса и посёлка Высокий.
На вполне закономерный вопрос, собирается ли он полностью занять в деревне эту нишу, наладить сотрудничество с владельцами двух других здешних магазинов, Анатолий отрицательно качает головой:
– С хлеба особого дохода нет. Но я всё-таки собираюсь сделать ставку на собственный хлебобулочный ассортимент. Мне это нужно для привлечения покупателей. Будем выигрывать у Лангепаса ценой и качеством.
Сейчас энтузиасты из «Ориона» (так называется этот магазин) только налаживают процесс. На его развитие у Анатолия уже есть перспективные планы. Какие – пока не озвучивает, говорит, время покажет.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.