Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

20.05.2021 14:23 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 52 от 20.05.2021 г.

Идём на Покур. Полный вперёд!

Автор: Михаил РУДАКОВ. Фото Михаила ПЛЕЦКОГО.

В Нижневартовском районе открылась навигация. Она не стала неожиданностью, к ней готовились.

Регулярные рейсы открыты до Ларьяка, Вампугола, Былино и Покура – в их сторону уже отправились первые теплоходы и аппарели.

Для «Региональной транспортной компании», которую возглавляет Алексей Борисов, это уже второй сезон работы на покурской линии. Этот участок, который проходит по основному течению Оби, начинается от Ватинской протоки и составляет каких-то 15 километров. Однако речники считают его одним из самых сложных. Места эти известны сильными ветрами. Впрочем, и на лоцманских картах они отмечены особо: здесь немалые глубины, которые доходят порой до 70 метров. Все эти нюансы накладывают отпечаток на характер водного пути: преодолеть его без происшествий могут только опытные капитаны и их помощники.

На прошлой неделе речники были заняты последними приготовлениями перед навигацией. Приступили к ним ещё в начале весны, а утром 16 мая аппарель до Покура уже отправилась в плавание из своего небольшого порта приписки, расположенного в городе.

Затон, в котором находилась баржа и её буксир, расположен в районе РЭБ Флота. Некогда всё здесь принадлежало речному порту. Ну а потом, уже в бойкие рыночные времена, на этом месте стали образовываться небольшие судоходные компании.

– Первое судно для будущей флотилии мы приобрели ещё в 1996 году, – рассказывает генеральный директор компании Алексей Борисов, – тогда предприятия, занимавшиеся речными перевозками, банкротились и закрывались. После них оставались судна и баржи, постепенно приходившие в негодность. Мы постепенно приобрели несколько проржавевших посудин и своими силами их восстановили. Первый наш корабль даже считали «утопленником», но мы восстановили его.

Так сложилась небольшая флотилия, в которой насчитывается двадцать судов: речной кран, буксиры, небольшой пассажирский теплоход и баржи. Большая часть этих плавсредств была спущена на воду более сорока лет назад, но есть и корабли помоложе: так, судно под названием «Анастасия» сошло со стапелей в 1982 году. Чтобы поддерживать эту флотилию в рабочем состоянии, приходится самим её ремонтировать: заменять корпуса, винты.

Куда острее, по словам Алексея Николаевича, стоит другая проблема – кадры. Практически все капитаны и их помощники мотористы перешагнули пенсионный возраст, а вот молодёжь на такую работу не спешит. Не каждый выдержит навигацию, когда приходится жить и трудиться на судах, не видя дома по несколько дней, недель, а то и месяцев. Проще найти на берегу «чистую» и не такую тяжёлую работу.

В зоне ответственности транспортной компании – берега от Стрежевого до Мегиона. В этих водах сегодня работают пять предприятий-перевозчиков. Прежде компания работала только с нефтяниками, но год назад выиграла также торги по двум направлениям: Ватинская протока – Покур и Белорусский – Ларьяк. Второй маршрут считается самым протяжённым в районе в сфере речных грузоперевозок: 95 километров. В этом году команда Алексея Борисова вновь подтвердила своё право вести работу на двух маршрутах.

– Когда год назад только выходили в первые рейсы на Покур и Ларьяк, то местные жители относились к нам настороженно, – вспоминает Алексей Борисов, – но потом, когда познакомились, стали нам доверять. Теперь даже звонят, если есть просьбы о перевозке попутного груза.

Вместе с Алексеем Николаевичем идём к барже, которая должна со дня на день отправиться в Покур. Рассчитана она на перевозку транспорта, тем не менее предусмотрен и павильон для пассажиров.

– Перед каждым новым рейсом проводим с людьми разъяснительные беседы: как действовать в случае чрезвычайной ситуации на воде, – делится Алексей Николаевич. – В прошлом году, когда возникла опасность ковидной инфекции, стали требовать соблюдения масочного режима. Местные жители с пониманием отнеслись к этому.

В павильоне нашлось место даже для детских настольных игр: маленьким пассажирам непросто выдержать полуторачасовой переход по воде, их непременно надо чем-то занять.

– Только пассажиров мы перевезли 870 – тех, кто следовал к своему пункту назначения на собственном транспорте или на рейсовом автобусе, – ссылается Алексей Николаевич на цифры прошлогодней статистики. И делится наблюдением: много строительных материалов было доставлено в прошлом году и в Ларьяк, и в Покур. Эти поселения хоть и расположены в стороне от большой земли, однако видно, что власть района, выступающая главным заказчиком в таких перевозках, заинтересована, чтобы в дальних сёлах условия жизни ничем не уступали городским. Их постоянно благоустраивают.

Пока идём с Алексеем Борисовым знакомиться с капитаном буксира, он вспомнил, как связал свою жизнь с Обью. В наши края приехал вместе со всей семьёй отец, который работал ещё на Волге. Следуя его примеру, Алексей Николаевич окончил университет морского и речного транспорта в Астрахани и вернулся в Нижневартовск. Здесь уже встал за штурвал в качестве капитана. С недавних пор руководит «Региональной транспортной компанией и чаще находится на берегу».

– Я ведь тоже сюда приехал ещё школьником, – подключился к разговору капитан буксирного теплохода Сергей Огнёв, – из Восточного Казахстана. С самого детства жил рядом с большими реками. Сначала это был Иртыш, а потом, когда родители поселились в Нижневартовске, – Обь.

Трудиться на реке Сергей Александрович пришёл в 1976 году, а в 1983-м встал на капитанский мостик.

– В те времена специальность речника была престижна среди моих сверстников, – вспоминает Сергей Огнёв, – тогда шли не только в нефтянку. Дорог никаких не было в нашу сторону, поэтому река служила главной связующей нитью: по ней доставляли все грузы, начиная от продуктов и заканчивая строительными материалами, трубами для месторождений. Мы были большими романтиками, грезили героическими профессиями. Среди речников могли задержаться только люди с сильной волей.

Дети выросли в буквальном смысле на Оби, замечает Сергей Александрович: часто брал их с собой. Трудились на одном буксирном теплоходе всей семьёй, помогала супруга, с которой вместе ходили в рейсы. В качестве рулевого моториста пробовал себя старший сын, но потом стал нефтяником. На смену ему пришёл младший. Вот только задержится ли он? Так бы этого хотелось.

Своим буксирным теплоходом Сергей Александрович особенно гордится. Со стапелей судостроительного завода в Красноярске корабль сошёл четыре десятилетия назад и приспособлен к плаванию на порожистом Енисее. С таким запасом прочности равнинные обские воды ему не страшны.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

77