Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

24.03.2022 10:04 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 30 от 24.03.2022 г.

Отменить нашу культуру невозможно

Автор: Наталья СТЕПАНОВА.

Накануне профессионального праздника Дня работника культуры мы поговорили с директором Охтеурской ДШИ Анастасией МАТЫГУЛИНОЙ.

– Анастасия Анатольевна, по ТВ прошло известие о том, что на Западе запрещено исполнять произведения русских композиторов в связи с известными событиями на Украине. Что вы об этом думаете?

– Думаю, что наступил глубокий духовный кризис, который демонстрирует общество. Слушая музыку Чайковского, мы не отождествляем её с какой-то конкретной нацией. Язык музыки универсален, и именно поэтому мы имеем счастье знать прекрасную музыкальную зарубежную литературу, слушать Шопена, Листа, Бетховена, Моцарта и восхищаться музыкантами, которые одарили мир своим талантом. Талант – это божий промысел, его нельзя привязать к конкретной национальности. Вопрос в другом: каждый композитор, который растёт в своей культурной среде, безусловно, её впитывает.

– Да, у Чайковского – «Во поле берёза стояла».

– Чайковский говорил, что нет ничего прекраснее русской народной песни. Так мог бы сказать любой композитор, который с малых лет впитывал свою народную культуру. Почему все любят Шопена? Потому что из простых, незатейливых народных мелодий он создал шедевры. Когда слушаешь его польки, мазурки, то открываешь его душу. Мне кажется, что слушая музыку композиторов разных стран, нам легче договориться друг с другом, понять, что каждому из нас важны ценности, которые были провозглашены в Новом завете, что десять заповедей являются продолжением человеческого рода, чтобы мы умели чувствовать и сопереживать. Отменить русскую культуру в мире невозможно.

– Чайковский и Шостакович были самыми исполняемыми композиторами на Западе. Произведения Чайковского играли все оркестры мира. Что теперь должны думать музыканты и дирижёры?

– Музыка – это тот росток, который обязательно пробьётся через асфальт. Невозможно забетонировать прекрасную Седьмую симфонию Шостаковича. Слушая её, все должны возненавидеть немцев? Мы должны понимать, что есть амбиции, которые ведут к разрушению всего, что дорого миролюбивым людям. Может быть, слушая музыку классиков, злые силы одумаются и остановятся? Я не думаю, что может быть по-другому, потому что человечество не позволит вовлечь себя в вакханалию.

Мне вспоминается сказка о Мальчише-Кибальчише Аркадия Гайдара. Что же это за народ такой: бьёшь его, пытаешь его, а он всё равно встаёт?! Думаю, что русская культура – важнейший инструмент человеческой коммуникации, именно великий народ мог родить великих композиторов. Вспомните Золотой и Серебряный века. Эти страницы невозможно вырвать из мирового процесса. Поэтому, думаю, разум всё равно победит.

– В нашей стране почему-то не исполняется Второй вальс Шостаковича, который звучит в исполнении оркестра под управлением нидерландского дирижёра Андре Рьё. Тысячи зрителей ему подпевают и танцуют. А мы?

– Мне кажется, что есть момент провала в передаче информации между поколениями. Когда я училась в общеобразовательной школе, нас водили на лекции и концерты в Курганскую филармонию. Перед нами выступали музыканты, мы бывали на фестивалях классической музыки, то есть духовное воспитание детей шло об руку с общим образованием. Сейчас у нас идёт упор на точные науки, освоение каких-то программ. Я понимаю, что это требование современности, но ведь нельзя лишать поколение духовного воспитания. Многие родители не интересуются тем, что слушают и смотрят их дети. А ведь нужно взять ребёнка за руку и пойти с ним на концерт или посмотреть интересную передачу на ТК «Культура». Я думаю, что случился провал между поколениями в передаче культурных традиций, поэтому не случайно нынешний год в стране объявлен Годом культурных традиций. Сиюминутная популярная культура не воспитывает, а уничтожает духовность.

Одна наша ученица задала вопрос преподавателю музыкальной литературы: «Я не хочу слушать классическую музыку, мне скучно. И что теперь?» Педагог ответила ей: «Если ты послушаешь хотя бы несколько произведений, сможешь сравнить мелодику, гармонию – то, из чего складывается музыка, и сможешь определить, что ты чувствуешь и думаешь». Всё познаётся в сравнении. И слава богу, что есть учителя, одержимые мыслью о том, что красота спасёт мир. Нужно просвещать! Вот вы спросили о вальсе Шостаковича. Популярно то, за что платят деньги, а невостребованность – она от незнания. Музыка будет востребована, когда человек будет знать, что она есть.

– Что востребовано в школе? Музыка всех композиторов мира?

– Музыканты такие счастливые люди! Глядя друг другу в глаза, мы ищем струны, с помощью которых можем дать ученику навыки инструментального исполнительства, а с помощью музыкальной литературы заинтересовать его. У нас нет строгих мерок, но в то же время мы можем играть разную музыку. Я стараюсь наряду с классическими композиторами использовать современных авторов, и делаю это совершенно сознательно.

Учёба детей в двух школах – это героический труд, в том числе и их родителей. Когда есть понимание, насколько это важно, нас ожидает успех. Когда ребёнок пришёл из общеобразовательной школы, родители задают ему вопросы: как дела? Какие оценки? Когда он приходит из школы искусств, они ни о чём не спрашивают, а это большая беда. Конечно, ковидные месяцы вышибли нас из седла: не было выступлений, не было возможности пригласить родителей и жителей села, чтобы они смогли посмотреть, чему мы научили ребят. При этом мы активно используем выступления учащихся в режиме онлайн. Вот у нас с большим успехом прошёл четвёртый конкурс «Музыкальное созвездие». Родители были удивлены, когда дети принесли домой дипломы за участие. Сейчас мы готовимся к традиционному апрельскому конкурсу «Тур карикатур», ждём откликов из разных школ. В апреле планируем провести школьный конкурс «Ступени мастерства», который объявлен альтернативой сдаче скучного экзамена: если ученик принимает участие в конкурсе, то освобождается от экзамена. Не поверите, но дети «покупаются» на такое предложение. По их мнению, экзамен – это страшно, а конкурс – это весело. Наша задача одна – чтобы ученик публично продемонстрировал свои возможности.

Я говорю о школьных конкурсах, потому что в рамках Десятилетия детства в Югре проводится много мероприятий. Хорошо, что ученики участвуют в международных, всероссийских, окружных конкурсах, но в них заняты несколько человек, а школьные конкурсы дают стимул для развития внутришкольного движения. Школьные концерты – это праздники, где нет строгих рамок. Хочешь – играй в ансамбле или один, то есть у детей есть выбор.

Сейчас мы приступили к реализации гранта губернатора. Выступаем в тандеме с некоммерческой организацией «Сотрудничество», получили грант на создание анимационных фильмов на стихи Владимира Мазина. Мы должны приобрести аппаратуру, чтобы приступить к технической части нашего проекта.

– А Владимир Алексеевич знает об этом?

– Пока ещё нет, мы хотим его удивить. Думаем, ему будет приятно.

– Анастасия Анатольевна, ваши ученики любят классику?

– Думаю, они не назовут одного композитора, потому что преподаватели дают им произведения из разных эпох. Но вот моя ученица захотела сыграть переложение из «Ромео и Джульетты», вальс Шопена и произведение Вивальди. Это она нашла сама. Я вижу, что у неё складывается хороший вкус. Занятие любым видом искусства открывает в человеке удивительные способности.

Вот снова о запрете на произведения русских композиторов. Хорошо, но кто от этого станет беднее? Точно не русский народ и не русская культура. Здесь я не могу не вспомнить о том, что в нашей школе прошла выставка семейного творчества блинных дизайнеров. Да, на Масленицу. Дети смогли убедиться, что из незатейливого блина можно сделать балерину, хантыйскую куклу, бабочку и т.д. Хочу поблагодарить родителей за поддержку и фантазию. Думаю, что сделаем выставку традиционной. Но прежде чем устроить хороводы и игрища, мы рассказали детям о корнях этого праздника, о том, что означает выражение «первый блин комом». Мы говорим с вами о просветительской миссии школы искусств, о культурном коде человека. Важно сознавать, что это великая культура, что она несёт в себе прекрасный обычай, понятный взрослым и детям.

– Вы рассказываете о том, как развлекаетесь. А чем будете заканчивать учебный год?

– Выпускными экзаменами и итоговой аттестацией. Класс хорового пения нынче заканчивает Егор Середнёв – победитель Всероссийской олимпиады по музыкальной литературе. Дипломные работы готовят два ученика художественного отделения, а также первые выпускники хореографического класса. Конечно, нам жаль расставаться с учениками, но в этом и заключается миссия школы искусств: одних выпускаем, других принимаем. Это бесконечность…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

32