Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

02.04.2022 12:20 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 34 от 02.04.2022 г.

Экспедиция длиною в жизнь

Автор: Марина ЗЕЛЕНСКАЯ.

Второе имя Новоаганска – посёлок геологов. Сюда в середине шестидесятых перебазировалась Усть-Балыкская нефтеразведочная экспедиция, здесь искали и добывали нефть. Праздник исследователей недр стал любимым в посёлке, который своим рождением обязан открытию месторождений в Западной Сибири.

В канун Дня геолога мы расскажем о человеке, который сорок лет отдал Северу, на его глазах происходило становление и развитие нефтедобывающей отрасли Новоаганска и Нижневартовского района.

Евгений ГЛУХОВ приехал в Новоаганск в 1974 году. Родом наш герой из Ульяновской области. Вообще, с техникой дружил со школы, и профессию выбрал по душе – в Ульяновске окончил училище по специальности «наладчик холодноштамповочного оборудования». Работал на заводе слесарем-инструментальщиком, затем ушёл в армию. Служил в Казахстане в ракетных войсках старшим электриком с допуском свыше 1 000 вольт. Тогда в часть приезжали, чтобы набирать молодёжь на работу в Западную Сибирь, но после окончания службы на Север Евгений Викторович не поехал, вернулся в Ульяновск и снова пришёл на тот же завод.

– На заводе не понравилось, тогда я и вспомнил, что звали работать на Север, – вспоминает Евгений Глухов. – Ребята, с которыми служил, рассказывали о работе, о буровых, потянула северная романтика, поэтому и решил поехать, потом и среднего брата после армии сюда перетянул. Правда, брат женился и после свадьбы уехал вместе с молодой женой, а я остался здесь. Случайно встретил однополчанина – он за год до меня прибыл, работал бурильщиком и меня в свою вахту привёл. Мастером был Василий Иванович Храмов, опытный бурильщик. Сначала помощником дизелиста трудился – масло заливал в дизели, воду качал, баню топил. Всё делал. После отправили учиться на дизелиста в Сургут. Помню, весной поехали, а там 8 марта минус 42 градуса было. После учёбы работал по этой специальности на буровой в бригаде Михаила Серёжкина, затем стал старшим дизелистом.

Работать на буровой почти полвека назад было очень тяжело: всё делали руками, даже трубы таскали на себе, обвязав верёвкой, когда ломался трактор. Тут никуда не денешься, буровая должна работать постоянно. Топили дровами, на вышку таскали мазут. Морозы начинались с сентября, и после минус 50 изменение температуры до минус 30 даже теплом казалось. Спецтехника появилась спустя десятки лет. А ответственность была всегда: например, старший дизелист полностью отвечал за работу буровой, чтобы она бесперебойно качала нефть, не замёрзла, не остановилась и не сломалась. По приезде на вахту нужно было запустить дизельную станцию, затем остальное оборудование. Если ломалась какая-то деталь, ждали, пока новую доставят вертолётом. Как вспоминает Евгений Викторович, в основном Ми-4 и Ми-6, а на вторую подбазу летали даже Ан-2 на лыжном ходу – возле буровой расчищали лёд, куда и приземлялись самолёты.

Бытовые условия тоже были сложными. Небольшие вагончики-балки – отдельно для дневной и ночной вахты, чтобы не мешать друг другу. Размещались впятером в одной половине балка. Двухъярусные койки да печка-буржуйка составляли немудрёный быт первых буровиков. В отдельных балках размещались столовая с плитами на дровяном отоплении и женский персонал буровой. Как вспоминает Евгений Викторович, постепенно условия стали лучше, появилось электричество и отопление. Работать довелось много где, а самым дальним месторождением стало Новогоднее, что в 120 километрах от Ноябрьска.

На своей первой вахте Евгений Глухов работал помощником бурильщика. Сейчас со смехом вспоминает, что тогда даже хотел бросить эту работу.

– Мороз минус 30, а я в кирзовых сапогах стою и думаю: не надо никаких денег, уеду, – рассказывает Евгений Викторович. – Потом в посёлок приехали, отогрелся. Три дня прошло, мне опять на вахту надо. Когда приехал, дали семьсот рублей подъёмных, я таких денег и не видел никогда. Всю ночь пересчитывал, и домой отослал, и оделся. В валенках тепло было, а вот носки купить негде было, портянки наматывал.

На буровых Евгений Глухов работал двадцать лет, всё это время в одной бригаде, где порой менялись мастера. После её расформирования перешёл в ремонтный цех: ремонтировал дизели, насосы, форсунки и помпы. Слесарем-ремонтником проработал ещё двадцать лет, и каждый день работы хватало. Ремонтный цех размещался в бывшем коровнике, и рабочий кабинет слесаря был в сепараторной, отделанной кафелем. Тогда морозы в посёлке доходили до -60, запускать оборудование в ремонтном цехе в такую погоду было нельзя, а кабинет отапливался калориферами.

По достижении пенсионного возраста Евгений Викторович ещё десять лет продолжал работать – деятельная натура не позволяла лежать на диване. На пенсию вышел после 2013 года, но скучать было некогда. Всегда рядом жена Валентина Александровна, её на Север муж привёз в 1980 году. Познакомились супруги в Тюмени, там Валентина Александровна работала поваром во второй городской больнице. Сыграли две свадьбы – в Дубровине и в Аргаше, на родине каждого из молодожёнов.

Начальник экспедиции Виктор Пархомович выделил молодой семье квартиру. Предлагал подождать, чтобы получить жильё уже в новом доме, но хотелось скорее заселиться. И семья получила квартиру с подселением в одном из домов на улице Губкина.

– В 1974-м в центре посёлка были первые дома на улице Губкина, – рассказывает Евгений Викторович. – Открыты хозяйственный и овощной магазины, «Четвёртый» магазин и пекарня, которую дровами топили, ох и вкусный был хлеб! Полно было мошки, комаров и песка, но жили дружно, весело. Все молодые, в гости ходили друг к другу. А в общаге даже комнаты не запирали, деньги лежали спокойно в тумбочке или в кармане костюма. С продуктами плохо было, да и в магазинах ничего не было. С собой привозили всё, вплоть до инструментов. Мебель тоже делал сам.

Потом Глуховым дали квартиру на Береговой, в доме коридорного типа, там они прожили 25 лет. Сейчас этих домов уже нет, а супруги живут в комфортных условиях в доме на улице Транспортной. Евгений Викторович мечтал жить именно в этом доме, ему, как ветерану отрасли, дали возможность выбрать удобное жильё – их уютная квартира на втором этаже выходит окнами во двор, чтобы не было шума от дороги. На новом месте обжились и привыкли. Лето супруги обычно проводят в деревне у родителей в Свердловской области, помогают по хозяйству. Евгений Викторович в одиночку построил на участке просторную баню, в которой предусмотрено всё необходимое: парная, душевая, комната отдыха. На приусадебном участке растут яблоки, алыча, слива. Осенью Глуховы уезжают на Север, а родителей перевозят в город.

Как говорит наш герой, на пенсии ему всегда есть чем заняться: грибы, ягоды, рыбалка – вот его хобби. Валентина Александровна за грибами и ягодами ходит, а рыбалку не любит, поэтому Евгений Викторович рыбачит сам. Тяжёлый буран пришлось продать после операции на позвоночнике, но выход из положения нашёлся: Евгений Викторович модернизировал лёгкий буксировщик, установил сиденье для удобства вождения, сделал короб, где можно возить улов и необходимые на рыбалке принадлежности. Из улова готовит рыбные консервы, которыми щедро угощает многочисленных родственников: к рыбе добавляет овощи и специи, томатную пасту, чтобы сделать продукт сочнее и вкуснее. К своему хобби подходит с ответственностью: давно уже обзавёлся аккумуляторной рыбочисткой, рыболовными снастями, автоклавом для приготовления консервов – в общем, всем, что нужно для переработки хорошего улова.

Евгений Глухов – книголюб, вечерами всегда с книгой, даже телевизор не смотрит. В основном читает классику, в его домашней библиотеке есть даже издание 1912 года, где слова ещё написаны через «ять». Любит баню, ходит на лыжах, вместе с супругой освоил Интернет, где общается с друзьями или заказывает необходимые в хозяйстве вещи на сайте. Охотно проводит время в гараже – у Евгения Викторовича на ходу «Нива», которой его премировали за то, что бригада добыла 10 000 тонн нефти. Эта машина для леса и рыбалки, ещё одну купили для путешествий и поездок к родственникам. А уж про домашнюю работу и говорить нечего: всё – от мелкого ремонта до электрики и даже изготовления мебели – дело его рук.

Есть ещё одно необычное хобби у нашего героя – он собирает фигурки слоников. Покупает симпатичные статуэтки в путешествиях, дарят друзья. Первый слоник положил начало коллекции больше пятнадцати лет назад, добыл его Евгений Викторович из Киндер-сюрприза.

Общительный человек, интересный собеседник – такое мнение складывается после общения с Евгением Викторовичем. При этом он скромен и не любит хвастаться своими достижениями, а их у него немало: награждён медалью «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири», многочисленными отраслевыми и корпоративными наградами – нагрудными знаками, дипломами, почётными знаками. Его портрет был размещён на Доске почёта экспедиции не только в Новоаганске, но и в Мегионе, Тюмени, в Москве на ВДНХ. Настоящий нефтяник, на кого следует равняться современной молодёжи.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

26