Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

26.04.2022 11:53 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 44 от 26.04.2022 г.

Россия мужала с гением Петра

Автор: Подготовила Наталья МАРИНА.

В 2022 году в России в соответствии с Указом Президента РФ Владимира Путина от 25 октября 2018 года отмечается 350-летие со дня рождения Петра I. Сегодняшний материал посвящается этой дате.

Самый смелый и масштабный проект Петра Великого – это строительство Санкт-Петербурга, новой столицы Российского государства. Этот город стал воплощением величия и смелости государя, и именно он будет центром юбилейных торжеств по случаю 350-летия его основателя.

С конца XVIII века не утихают споры о личности и характере Петра I. Бесспорно одно: Пётр Великий известен во всём мире, а его влияние на развитие России неоспоримо.

Восхваление Петра, человека в частной жизни весьма непритязательного, началось практически сразу после его смерти и продолжалось вне зависимости от смены политических режимов в России. Пётр стал объектом благоговейного культа в основанном им Санкт-Петербурге, равно как и во всей Российской империи.

В XX веке его имя носили города Петроград, Петродворец, Петрокрепость, Петрозаводск, в честь него также названы крупные географические объекты – остров Петра I и залив Петра Великого. В России и за её пределами оберегают так называемые домики Петра I, где, по преданиям, останавливался монарх. Во многих городах ему установлены памятники, наиболее знаменитый (и первый) из которых — Медный всадник на Сенатской площади Петербурга.

Образ Петра неоднократно воссоздавался и в художественных произведениях. Первым создателем литературного образа царя-реформатора стал М.В. Ломоносов с его «Петром Великим» (неоконченная поэма), 1760 год, затем В.Г. Бергман – «История Петра Великого», 1833 год. А.С. Пушкин также не мог обойти стороной великого монарха. Тема Петра в русской литературе привлекательна для многих поэтов и литераторов прошедшей эпохи и современников. Так, например, в 1952 году из-под пера Юрия Павловича Германа вышла в свет историческая дилогия «Россия молодая», которая в 1981-1982 годах была воплощена в 9-серийный художественный фильм, снятый режиссёром Ильёй Гуриным на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького, с одноимённым названием.

Петра I в фильме играет Дмитрий Золотухин, за год до этого уже снявшийся в той же роли в дилогии Сергея Герасимова «Юность Петра» и «В начале славных дел». Учитывая, что сюжет дилогии заканчивается незадолго до событий, описанных в фильме, а сняты все ленты на одной киностудии, фильм «Россия молодая» можно рассматривать как продолжение многосерийной истории о первом этапе петровских преобразований.

Телесериал посвящён созданию в эпоху Петра I русского флота на Русском Севере. В нём рассказывается о подвиге русских людей, спасших Архангельск, где строился русский флот, от шведов в конце XVII – начале XVIII века.

В центре сюжета – судьбы ближайших помощников Петра Великого: Александра Меншикова (Сергей Паршин), капитана-командора Сильвестра Иевлева (Степан Старчиков), воеводы Ивана Татищева, поручика таможенного войска Афанасия Крыкова (Александр Фатюшин) и кормщика-помора Ивана Рябова (Борис Невзоров).

Иван Рябов — реальный исторический персонаж. В 1701 году он вместе с церковным служкой Дмитрием Борисовым совершил подвиг: в качестве кормщика под видом предателей посадил головной корабль шведской эскадры на мель напротив специально построенной крепости, под огонь береговой батареи.

Сильвестр Иевлев – также реальная историческая личность. Он был стольником Петра I, участвовал в строительстве Новодвинской крепости и руководил действиями береговых батарей во время обороны Архангельска от шведской военной эскадры Карла XII в 1701 году.

Фильм режиссёра Юрия Германа «Россия молодая» – произведение серьёзное, притягивающее к себе внимание. Почему же он так интересен? Прежде всего, исторической правдой. В нём повествуется о неимоверных усилиях, которые предпринимали Пётр I и его верные соратники для создания российского флота и укрепления могущества Российского государства.

«Всякий потентат (правитель), который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет» (Петр I, «Устав морской», принят 13 января 1720 года, вводная часть. Законодательство Петра I).

Но все эти усилия были бы напрасны, если бы не были вовлечены в работу народные массы. Кого-то силой и даже в кандалах, кого-то убеждениями вовлекали воеводы и офицеры в общее дело, а кто-то и сам с энтузиазмом шёл на великое строительство флота.

Дмитрий Золотухин справился с ролью Петра I просто великолепно. Царь получился порывистый, противоречивый, скорый на расправу, но вся энергия и деятельность были направлены на благо России. Он мечтает создать могучую морскую державу и движется к этой цели, видит возможности России, её величайшие просторы, ресурсы – всё это потенциал, который можно и нужно развивать. Однако для осуществления этих грандиозных планов нужны железная воля, дисциплина и непоколебимая вера в правое дело.

В этой киноленте главный герой – люди. Смотря фильм, всё время ловишь себя на мысли о том, насколько нелогичен русский человек, как легко он поступает против своей же выгоды, с эдакой бравой удалью и без единого колебания решается на самые невероятные поступки, даже героические! И не из-за славы, власти, почестей, а за народ.

Не всегда Пётр справедлив, ему некогда и незачем вникать в мелочи. Этим пользуются недобросовестные люди, иностранные купцы. Иностранцам не хочется пускать Россию к морю и на мировой рынок, их устраивает зависимая от них, отсталая, слабая страна, которой могут диктовать свои цены, условия более сильные государства. И сухопутная держава будет соглашаться на всё. Но с этим покончено: Россия успешно строит свой флот. У неё есть опытные мастера и кормщики-поморы, которые издавна ходят по Белому морю, легко ориентируются с помощью компаса и по звёздам. Но мало построить и оснастить корабли, нужна команда, способная вести их. И такие люди тоже есть. Судоходство было подвластно поморам ещё с незапамятных времён. Как раз этот своевольный, смелый, обособленный народ Русского Севера и является главной движущей силой фильма «Россия молодая». Россия давно ждала Петра I и подготовилась к его деятельности. Сразу же нашлись мастера, лоцманы, таможенники.

Киноповествование начинается с событий на Переяславле-Залесском, где Пётр I организует строительство и учения «потешного» флота вместе со своими ещё юными соратниками: Апраксиным (Николай Иванов), Иевлевым, Меншиковым. Также здесь впервые показаны таможенник Крыков и рыбак Иван Рябов.

Афанасий Крыков – почти что былинный герой. Он неподкупен, смел, его ничто не может сломить. В этом человеке горит неугасимый огонь веры в величие и мощь своей страны и в великую её миссию. Он не боится умереть, защищая Родину и свои принципы. Благодаря таким людям, как Крыков, Россия стала могучим государством. Во всём ­– воля народа, дух народа, его торжество!

Наряду с Крыковым в фильме показано очень много честных и смелых героев. Например, в Архангельске, где Пётр I разворачивает с помощью стольника Иевлева строительство российского военного флота. Иевлев – фигура историческая, он не жалеет своих сил, создавая на Северной Двине флот и крепость. Порой он жесток, но всегда справедлив.

Кульминацией фильма является нашествие шведской эскадры на Архангельск. Многочасовая перестрелка защитников крепости и эскадры заканчивается захватом и уничтожением шведских кораблей.

Не зря в фильме звучит фраза из уст капитана Памбурга: «Это не может быть, но есть. Тут нельзя идти, а вы идёте. Сим путём нельзя добиться цели, но вы её добьётесь!» Да, потому что русские!

Крыков, Иевлев и Рябов – это три богатыря, которые пришли в этот мир, чтобы помочь стране подняться из небытия. Гибнет Афанасий Крыков, но его доброе имя защищают Иевлев и Рябов. Они победили шведов, отстояли Архангельск. Это был лишь маленький плацдарм для продвижения дальше, вперёд, к ещё более трудным и значительным свершениям и победам.

Кинолента заканчивается великим переходом из Белого моря на Балтику. Путь этот был непростым: где по рекам и озёрам, а где-то и волоком. Да, Россия уже готова к великому шагу стать могучей морской державой. Труден и опасен был этот путь, но благодаря самоотверженному труду тысяч безвестных людей – мастеров, моряков и военных – закончился триумфом.

Фильм снимали под Архангельском и в Суздале. Съёмки проходили на территории Музея деревянного зодчества, Покровского, Спасо-Евфимиева монастырей. В массовке принимали участие жители города, а также солдаты Владимирского гарнизона. Некоторые сцены сняты у храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Аудиенция у графа Пипера снималась в том же зале, где ранее, в 1980 году, снималась сцена посещения полицейским комиссаром королевского пресс-секретаря в фильме «Гибель 31-го отдела». Настоящая фамилия Ивана Рябова — Седунов. Его потомки и ныне проживают в Архангельске.

Все главные герои, без исключения, являют собой образец лучших человеческих черт! Все, от царя до крестьянина, преисполнены достоинства, знают, что такое честь. Для каждого из них честь дороже денег. Они живут не только ради себя, но для людей и страны. А жизнь хоть и тяжёлая, зато яркая.

Музыка к фильму написана точно в тему, невероятно передаёт боевой дух и настрой России, великой России. Ком в горле становится, когда показывают тяжёлую судьбу людей на фоне этих сильных мотивов. Но эти люди не сдаются, и это самое главное.

Неспешный рассказ выстреливает динамикой сражения и пиротехническими изысками в последних сериях ленты, виртуозно снятым для 1982 года морским побоищем с высококлассной постановкой дуэлей на холодном оружии. Главное достоинство «молодой России» Гурина вовсе не в привлекательных спецэффектах и добросовестной работе всей съёмочной группы. Самое ценное в ней – патриотизм. Уверенный, здоровый, гармоничный, призывающий испытать не показную, а тихую, но глубокую гордость за историю нашей страны. Патриотизм, выработанный потом, кровью, обидами, лишениями и предательством.

Фильм имеет огромное значение для патриотического воспитания подрастающих поколений.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

12