Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

05.04.2022 11:37 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 35 от 05.04.2022 г.

Рояль – значит королевский

Автор: Наталья СТЕПАНОВА. Фото Михаила ПЛЕЦКОГО.

У него 88 клавиш и 7 октав – настоящий полноценный рояль. Его получил фортепианный класс преподавателя филиала Излучинской ДШИ Светланы ЛИСИЦЫНОЙ. Сейчас на нём играют её ученики и ждут часа, когда этот инструмент зазвучит в концертном зале для жителей Большетархово. Это будет настоящий праздник музыки.

– Светлана Игоревна, в вашей школе появился ещё один преподаватель по классу гитары?

– Да, Константин Петрович Семенчуков.

– Конкурент фортепиано?

– С одной стороны – конкурент, а с другой я рада, что большетарховские дети могут теперь осваивать новый для них инструмент. К сожалению, в селе нет педагога по изобразительному искусству, зато есть преподаватель по классу гитары. Мальчики с удовольствием ходят заниматься и ко мне, и к нему. Мы не делим своих учеников, но у них появилась возможность учиться игре на другом инструменте. И девочки учатся. Одна из них уже окончила курс музыкальной школы, теперь ходит в класс гитары. И ещё две девочки пришли. Всего у Константина Петровича девять учеников.

– А сколько учащихся осваивают фортепиано?

– Сейчас их четырнадцать – я получила учеников «по наследству» из класса преподавателя Валентины Кузьминичны Назаровой, которая ушла на заслуженный отдых.

– Мы два года живём в обстановке пандемии коронавируса. Эта беда отразилась на учёбе детей?

– У нас ведь не только индивидуальные занятия в классе, но и групповые – это сольфеджио и музыкальная литература. Первый ковидный год на дистанте был трудным, но мы научились работать на расстоянии. Как только нам позволили учиться в классе, мы вздохнули свободно. Понятно, когда работаешь с учеником, сидишь рядом с ним за инструментом, ты показываешь ему, какой палец должен нажать клавишу. Дистанционно это было невозможно, то есть не было прямого контакта с учеником. Я ведь не могла прикоснуться к его руке, не могла лишний раз показать. Сложность такого обучения была и в отсутствии концертных выступлений, этого очень не хватало детям, тем более при наличии рояля. Да, у нас есть свой концертный рояль – подарок Излучинской детской школы искусств. Мы мечтали иметь такой инструмент, получили его в прошлом году, но до сих пор не показали сельчанам. Люди знают о присутствии этого королевского инструмента в культурном центре села, но пока не слышали его голоса. Я в своё время играла на рояле, но мне теперь важна реакция учеников на его звучание, их радость от прикосновения к клавишам. Мы ведь много выступали перед сельчанами на камеру, но лишились внутреннего драйва от реакции слушателей. Нам повезло, что в прошлом году не было выпускников, а значит, и разочарований от отсутствия академического концерта при зрителях. Нынче их тоже нет, но экзамены, конечно, проходят, правда, в заочной форме.

– Светлана Игоревна, какую роль играет фортепиано в селе? Это же не сельский инструмент.

– Многие задают этот вопрос. Да, инструмент не сельский, но даже здесь мне хочется, чтобы люди слушали настоящую музыку, классические произведения. Пусть не концерты великих композиторов, а их маленькие пьесы и этюды, но люди услышат их в исполнении детей. Например, «К Элизе» Бетховена или «Клоуны» Кабалевского. Думаю, люди когда-то слышали их по радио, но теперь познакомятся вживую. Да, фортепиано – инструмент не сельский, но раз он здесь есть, значит, нужно учиться играть, нужно нести людям музыку.

– Интерес есть? Будет очередной набор в класс фортепиано?

– Надеюсь, да. В этом году ко мне пришли четыре первоклассника. Это немного, но я вижу, что в Большетархово приезжают новосёлы с детьми, поэтому надеюсь, что в класс придут новые ученики. Жаль, что в селе не так много детей. Мне хочется, чтобы все учились слушать и понимать музыку. И опять скажу спасибо за класс гитары.

– Сколько лет вашему фортепианному классу?

– В 2017 году мы отметили 20-летие.

– И где ваши ученики? Есть ли среди выпускников преподаватели музыки?

– Конечно. Например, из выпускников Валентины Кузьминичны одна ученица окончила музыкальный факультет Нижневартовского госуниверситета. Это Маша Гаджиева, которая работала в нашем Центре хормейстером. Ещё две выпускницы Валентины Кузьминичны окончили музыкальный колледж. Это ученицы из первого набора. У меня было несколько выпусков, но музыкантов среди них нет. Правда, они не расстались с музыкой. Например, моя дочь выбрала профессию журналиста, она учится в Российском университете дружбы народов в Москве, у неё есть способности к серьёзным занятиям музыкой, но она пошла вслед за мечтой. Правда, интерес к фортепиано остался. Важно, что наши ученики всегда смогут проявить свои способности в обществе, вызвав уважение. Кстати, одногруппники дочери удивляются: она из сибирской глубинки, но серьёзно занималась музыкой. Разве это не чудо? Дочь не оставила музыку, она занимается в университетской студии.

– Дочь в престижном вузе, а мама в селе?

– А как я оставлю детей, ведь они должны окончить курс музыкальной школы.

– А другие – снова начать? Я хочу спросить о том, как вы себя чувствуете в селе?

– Прекрасно, я имею в виду свою работу с детьми. К тому же здесь появился коллега – Константин Петрович. Мы иногда играем вместе, мне теперь гораздо интереснее работать, потому что уже не одна в школе. В своё время я общалась с Валентиной Кузьминичной, а потом полгода была одна и чувствовала себя не очень уютно. Было морально трудно. Да, занималась с детьми, но общения с коллегами не было. И в Излучинск к ним поехать не могла, так как работала шесть дней в неделю. Нагрузка большая, но я уже привыкла. Главное, ни о чём не сожалею.

– Большетарховские ученики запомнят вас, ведь они приобщились к настоящей музыке, а значит, приобщат к ней своих детей.

– Даже если они оставят занятия, когда станут взрослыми, школьные уроки пригодятся им в жизни. Музыка развивает человека духовно, он будет слушать её всегда.

– О чём вы говорите с детьми? О высоком искусстве?

– К сожалению, у меня всего три старших ученика, но с ними уже можно говорить о серьёзных вещах, о творчестве композиторов, а с малышами в основном играю, чтобы вызвать интерес к нотам и инструменту. Понятно, что кого-то из детей заставляют учиться родители, дети сопротивляются, но на уроках я стараюсь увлечь их и даже развеселить. Смотрю, глаза загорелись, дети увлекаются.

– Яблоки не делите на половинки и четвертушки, как ноты?

– Было и такое. Я приносила яблоки на уроки сольфеджио, чтобы объяснить детям длительность нот. Каждому ученику по кусочку, чтобы было понятно, о чём говорю. И понимают. Математике учат на конфетах, музыке – на яблоках.

– Как в Большетархово воспринимают фортепианную музыку?

– Прекрасно! Мы всегда выступали в составе творческих коллективов нашего Центра, дети не были обделены вниманием. Как праздник – мы на сцене. Родители всегда с удовольствием слушали игру детей и пение детского хора. Они видели результат работы музыкального класса. Сейчас мы немного потерялись в обстановке пандемии, но как только объявят открытый концерт, к нам придут родители и все жители села. Хорошо, что уроки идут в живом общении.

– Как вам здесь живётся?

– Хорошо. Сын учится в третьем классе, в том числе и в музыкальном.

– А как ваши ученики воспринимают «свою музыку»: вот членораздельно и уверенно сыграли «Во саду ли, в огороде»?

– Вот-вот, получилось! Они радуются этой первой победе. Даже если кто-то смазал ноту, я говорю: «Кто не делает ошибок, тот ничего не делает». Ошибаться можно, это нормально, но нужно учиться, чтобы играть чисто. И они начинают понимать, что музыка – это труд. Это в первом классе ребята думают, что сразу заиграют, а когда мы начинаем работать, они догадываются, что предстоит большой труд, что нужно думать о нотах и руках. Поэтому радуются, когда удаётся сыграть первую короткую пьесу. Это уже победа.

– Тут не знаешь, чья это победа: преподавателя, ученика или родителей.

– Да всех троих, только так. Если одно звено выпадает, то ничего хорошего не будет, такая учёба превратится в каторгу для всех.

– Инструменты дома есть?

– Практически у всех, кроме двух первоклассников. Там родители пока думают, будут ли дети увлечены занятиями в классе. Я же считаю, что каждый ребёнок может учиться, если захочет. Понятно, что ребятишки увлечены гаджетами, но родители должны заставлять детей заниматься музыкой, а дальше они сами подчинятся режиму. Дети должны учиться трудиться и отвечать за себя, ведь это же для их блага, ведь никогда не знаешь, что может пригодиться в жизни. Это счастье, когда в селе есть возможность учиться музыке. Смотрите: фортепиано, рояль, гитара. Какие ансамбли можно организовать с детьми и преподавателями!

– Вы играете серьёзные произведения?

– Да, со старшими. Например, взяли «Колыбельную» из оперы Гершвина «Порги и Бесс», будем играть в четыре руки.

– Джаз?

– Мне нравится. Сейчас, можно сказать, мы до него доросли, ученикам это интересно. Они должны знать разную музыку.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

28