Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

07.05.2022 10:05 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 48 от 07.05.2022 г.

Опять весна над русскими полями…

Автор: Наталья СТЕПАНОВА.

Произведения советских писателей стали голосом героической души народа.

«Имеем ли мы сегодня право предавать забвению добытое кровью? Нет, не имеем. Надеемся ли мы, что добытое кровью сослужит ещё службу людям будущего? Надеемся».

Так писал поэт Александр Блок ещё в 1919 году, но его слова как никогда остры сегодня, спустя десятилетия после победы советского народа над гитлеровской Германией и её союзниками. Об этом нам напоминают произведения писателей-фронтовиков, прошедших с боями многие вёрсты войны. Их книги полны ненависти к фашизму, но в них нет человеконенавистничества. Их книги посвящены любви к Родине, к людям и ко всему живому. Творчество фронтовиков покоряет умы читателей, потому что это подлинно народное творчество, неповторимое в своём роде и уникальное, оно горит пламенем солдатских сердец и вызывает горячий отклик в нашей душе.

Наверное, многие читатели нашей газеты помнят об ажиотаже вокруг романа Владимира Богомолова «Момент истины», опубликованного в 1971 году в журнале «Новый мир». Как писатель, автор стал известен после публикации повести «Иван», впоследствии экранизированной Андреем Тарковским – фильм «Иваново детство» получил главный приз Венецианского фестиваля «Золотой лев» в 1962 году.

Знаменитый роман участника Великой Отечественной войны Владимира Богомолова «В августе 44-го» («Момент истины») отличает безупречная авторская работа с архивными документами. Она позволила Богомолову достоверно воссоздать будни сотрудников спецслужб на войне, а в сочетании с лихо закрученным сюжетом заставляет читать этот роман на одном дыхании, что мы и делали в начале 70-х годов прошлого столетия.

Не случайно этот роман был переведён на 50 иностранных языков. Правда, фильм, снятый по этому произведению, очень огорчил автора, он, по его мнению, превратился в боевик, поэтому Богомолов убрал свою фамилию из титров. В фильме снялись известные российские актёры, но это не смягчило мнение очень правдивого и резкого Богомолова, который задолго до публикации отстаивал свой роман в разных инстанциях. Он многое пережил с ним, но не сдал ни строчки, не отступил от правды и аргументировал своё мнение имеющимися документами. Богомолов был честным и принципиальным писателем, за что ему огромное спасибо. Очень многим авторам произведений на темы Великой Отечественной приходилось жертвовать страницами, смягчать великую боль отступлений первого года войны и не смущать читателей числом жертв в неравных боях с немецко-фашистскими захватчиками. Богомолов ни в чём себе не изменил, он был и остался солдатом-патриотом, несгибаемым ветераном.

Среди писателей, достойных памятника в отечественной литературе, я назову имя Виктора Астафьева. Он достоин его за роман «Прокляты и убиты». Это одно из самых драматичных и правдивых произведений о солдатах Великой Отечественной войны, это итог размышлений писателя о войне как о «преступлении против разума». Как сказал Астафьев, «всю правду о войне, да и о жизни нашей знает только Бог». Он же рассказал о том, через что прошёл сам. Что касается правды о войне, то он всегда говорил, что это его правда и ничья больше, она может не совпадать с иной правдой, в том числе и солдатской. Автор был на фронте с 1943 года, больше лежал в госпиталях и не испытал того, что испытали солдаты войны с 1941-го, но и тут не может быть одной правды, ибо память у людей очень разная. Но какая-то часть истории ещё жива, она болит в сердцах старых людей.

Мы, журналисты, встречались с так называемыми детьми войны, и все они рассказывали о жизни своих родителей. Те рассказы повествовали о сгоревшей молодости их матерей и о пропавшем здоровье. И самим детям досталось погнуть спины на колхозных полях и у заводских станков, чтобы возродить утраченное за время войны. Душа болит за этих людей, ведь человеческая боль никуда не исчезает, её не переложишь ни на кого. И если мы будем готовы к состраданию, к тому, чтобы принять на себя боль других, тогда и нам будет легче, ведь разделённая на всех, она не так давит.

Рядом с Астафьевым я ставлю белорусского писателя Василя Быкова, автора 221 книги. Наши читатели должны знать его повести «Сотников», «Альпийская баллада», «Третья ракета», «Мёртвым не больно», «Круглянский мост», «Обелиск». Он одним из первых рассказал об окопной войне, о том, что на войне много страха. Многое, о чём он написал, происходило с его родными или знакомыми. Вспомните «Блиндаж» или «Знак беды». Если собрать все его повести в одну книгу, получится большой киномонтаж о трагической судьбе Белоруссии и её людей, ведь Белоруссия была полем боя, жизни и смерти.

Василь Быков, лауреат Государственной премии СССР, не готовил себя к литературной карьере, его больше интересовало изобразительное искусство, но он начал писать о войне в силу полемических побуждений, то есть когда пошли споры о правдивом изображении войны и защитников Отечества. У Быкова возникло желание сказать своё слово солдата. Он воевал далеко от Белоруссии – на Балканах, в Румынии, Венгрии, дважды был ранен и закончил войну в Австрии, где, кстати, встретил итальянку, разыскивавшую Ивана, с которым провела несколько дней в Альпах. Так через 18 лет появилась повесть «Альпийская баллада», по которой был снят фильм. Но больше всего Быкова занимала партизанская война в родных краях, поэтому автору пришлось собирать материалы для своих произведений. Так появился сюжет для повести «Сотников» – о двух партизанах, которые идут по жизни двумя путями: стойкости и предательства. Сотников и Рыбак. По этой повести замечательный режиссёр Лариса Шепитько сняла фильм «Восхождение», удостоенный многих наград кинофестивалей. Страшный фильм, скажу вам, его невозможно пересматривать, но как быть, если это наша история, наши люди, наша Родина? Это нужно смотреть, нужно знать и помнить: это было, было, от этого никуда не деться, это наши солдаты шли в смертный бой за весну человечества, за Великую Победу и будущее потомков, которые помянут их подвиг.

Почти в каждой повести Василя Быкова действует один человек, которому предстоит сделать выбор: погибнуть или победить себя и врага. Выбор страшный, но его на войне делал каждый солдат. Писатель заставлял нас встать на место своего персонажа и тоже делать выбор. Он не требовал от нас жертвы и подвига – он спрашивал каждого читателя: ты – человек? И я знаю, что невозможно ответить на этот вопрос, потому что мы, послевоенное поколение, живём в другом мире. Живём, но знаем и должны знать, как этот мир был завоёван.

Как трудно подступиться ещё к одной правде о войне – роману Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» и к книге его повестей, рассказов и очерков.

«…К утру выпал снег и, не тая, пролежал до полудня. Русские почувствовали радость и печаль. Россия дохнула в их сторону, бросила под бедные, измученные ноги материнский платок, побелила крыши бараков, и они издали выглядели домашними, по-деревенски».

Это концлагерь, дальше – страшно, и роман страшный, как сама война. Роман не хотели издавать, его изъяли, автор не смог увидеть его при жизни. В 1962 году Гроссман пытался спасти рукопись, но ему сказали, что о возврате не может быть и речи: такую книгу можно будет опубликовать только через 200-300 лет. Но мы дозрели через 20-30 лет, роман вышел в свет и оказался нужен людям. Думаю, что и в необозримом будущем он заставит людей содрогнуться над судьбой человечества, которому грозила кабала коричневой чумы или небытие. Книга будет нужна людям, потому что в ней описана жизнь первой половины ХХ века, наше время. И потомкам придётся думать о том, как сохранить мироздание, как предотвратить войну на планете. Достаточно прочитать письмо еврейской матери к своему сыну – учёному-физику из гетто, чтобы понять, как хрупок мир и какова цена человеческой жизни. Для чтения этого письма нужно набраться мужества. Уверяю вас, это документ, обличающий всю суть фашизма и тех, кто сегодня претендует на мировое господство. Об этом предупреждал Гроссман, писатель, опередивший своё время.

Здесь нельзя не упомянуть о повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», опубликованной в журнале «Знамя» в 1946 году и удостоенной Сталинской премии. Повесть посвящена героической обороне города и издавалась большими тиражами. Её одобрили многие участники тех боёв, они выразили автору своё признание, но после лишения Некрасова советского гражданства эта книга была изъята из библиотек.

Разумеется, это далеко не полный список литературы о войне, который, я думаю, нужно осилить сегодняшним старшеклассникам. Они должны знать и помнить, что война была битвой с фашизмом всех народов нашей страны и что все они внесли свой вклад в общую победу. Советская и российская литература выдержала испытания и проверку временем. Прошло немало лет с начала Великой Отечественной войны и Дня Победы, но люди по-прежнему обращаются к произведениям фронтовиков, словно ищут в них фамилии своих близких, навсегда оставшихся на полях сражений и в окопах. Память жива – об этом говорят колонны «Бессмертного полка», потомки помнят имена дедов и прадедов – победителей в самой страшной войне. О каждом герое Великой Отечественной можно писать очерк или книгу. И пусть в повестях и романах стоят другие имена и фамилии, мы знаем, что они посвящены памяти наших защитников. Вечная им слава!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

14