Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

23.05.2023 14:58 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 54 от 23.05.2023 г.

Водная дорога открыта

Автор: Михаил РУДАКОВ. Фото Михаила ПЛЕЦКОГО.

В Нижневартовском районе стартовала навигация. На реках нашего края возобновилось пассажирское и грузовое сообщение.

В свой первый в этом году рейс отправился паром, работающий на маршруте Ватинская протока – Покур. Наш репортаж о том, как прошла для небольшого экипажа первая рабочая неделя на воде. Справедливости ради стоит отметить, что первую запись в судовом журнале капитан команды сделал не 15 мая, когда началась навигация, а в позапрошлую пятницу. В тот день теплоход «БТ-304» отошёл от причала, расположенного в районе РЭБ флота, толкая впереди себя аппарель. По давней традиции теплоход дал приветственный гудок своему порту приписки, где зимовал, и пошёл вниз по Оби. На базу ООО «Региональная транспортная компания», которому принадлежит, он вернётся теперь поздней осенью, когда навигация завершится.

– В позапрошлую субботу мы встали на рейд у Ватинской протоки, начали сразу же готовить к работе наш причал, – рассказал механик – сменный капитан Анатолий Паршенников. – К тому времени площадку перед ним расчистили нефтяники, ведь их аппарели отсюда уходят в свои рейсы.

Когда позднее подошли к покурскому причалу, то экипаж, по словам Анатолия Васильевича, встретил на берегу исполняющий обязанности главы Покура Юрий Созонюк. В тот день по просьбе Юрия Григорьевича геофизики из экспедиции, расположившейся здесь же, дали свой трактор. С помощью такой техники они привели в порядок подъездные пути, а также подготовили причал: здесь важно было, чтобы лафет баржи не нависал, когда подходит, над берегом, а «приземлялся» бы на «поверхность». Ведь только в этом случае машины могут заезжать на аппарель и выезжать с неё.

Кто утренним рейсом, а кто дневным

В свой первый путь паром отправился из Покура. Когда мы побывали у Анатолия Паршенникова и его помощников, они совершили к тому времени четыре рейса. Паром же, как известно, ходит три дня в неделю.

– Жители Покура обычно выезжают на первом пароме, который отправляется в семь часов утра, – делится своими наблюдениями Анатолий Васильевич. – Они спешат в это время в город по своим срочным делам, а уже вечерним рейсом в этот же день возвращаются домой. В эти часы выезжает из села, а затем возвращается назад пассажирский автобус. А вот в десять утра, когда выходим с Ватинской протоки, в Покур едет почта, грузовые машины с товарами для местных магазинов, сотрудники различных служб.

В последнее время в Покуре появились дачники. Их, правда, немного, но они теперь есть среди пассажиров парома. Горожане, как оказалось, покупают дома в селе: приезжают сюда, чтобы отключиться от беспокойного ритма жизни и отдохнуть в тишине.

Маршрутная карта капитана

Анатолия Паршенникова мы застали на капитанском мостике за изучением навигационного атласа. Весь путь на реке, как оказалось, разделён на участки, и каждый из них отмечен условными знаками. Уточнения в эти карты вносятся в течение всей навигации, занимается такой работой сургутская служба водных путей.

В наше время капитаны, следуя своим курсом, ориентируются на сведения, поступающие со спутника. Но и при таких современных возможностях не забывают о собственном опыте и всегда сверяются с обычной навигационной картой.

– На этом маршруте я работаю четвёртый год, – отметил Анатолий Васильевич, – хорошо знаю весь путь, но тем не менее перед выходом в рейс просматриваю этот атлас.

По Оби Анатолий Паршенников ходит вот уже сорок лет. О работе на реке, по его словам, мечтал со школьной скамьи. Заинтересовался этой профессией ещё с той поры, как стал ходить в школу юнг, действовавшую в старой части города. Тот детский клуб, над которым взял шефство речной порт, дал путёвку в жизнь многим сверстникам Анатолия Васильевича. Особенно нравились им занятия по лоции. Первую практику на катере и даже большом корабле ребята проходили в возрасте 15-16 лет. Не боялись, по словам нашего героя, сложностей. У того поколения была своя романтика: старшеклассники грезили о странствиях и при этом понимали, что не даются такие путешествия легко и просто.

Освоив уже «взрослую» специальность, Анатолий Паршенников прошёл Обь от истока до устья. Набравшись опыта, выучился в школе командного состава. В качестве капитана впервые вышел в свой рейс в 1987 году. Помнит, как ходил тогда по притокам большой реки – Агану и Ваху.

Легко ли пройти по воде?

Путь до Покура составляет каких-то двадцать километров. Преодолевая такое расстояние, теплоход толкает аппарель из Ватинской протоки, следует по Оби и уже завершает путь на Покурской протоке.

В мае, когда начинается навигация, идти по реке особенно хорошо. При большой воде судно идёт быстро, нет опасности наскочить на мель. К осени, когда спадает вода, приходится быть предельно осторожным. Особенно на Ватинской протоке, где часть русла к тому времени пересыхает, а течения и вовсе нет.

Сентябрь и октябрь известны среди речников Среднего Приобья своими ветрами. От сильных порывов суда могут не просто прибиться к берегу, но ещё и на «наползти» на него. В такое время они идут, как в море, в условиях сильной качки. А вот ледяного крошева, которое к началу ноября образуется на поверхности воды, наш экипаж не пугается. Ведь их теплоход толкает баржу вперёд, оставаясь позади неё, а баржа рассекает и давит своей массой первые льдины, образуя за собой своеобразный водный путь. В эту пору ещё можно совершить несколько рейсов. Но, как правило, к этому времени навигация завершается.

Два экипажа аппарели

Правильнее было бы сказать, что у парома, следующего на Покур, есть ещё «главный» капитан – Сергей Огнёв. Со своим помощником он работает, как и другой экипаж, в вахтовом режиме: обе команды еженедельно сменяют друг друга. Под началом Анатолия Паршенникова трудятся два помощника. Один из них – сын «главного» капитана Владимир Огнёв. В эту навигацию он работает с Вячеславом Фроловым. Оба с разницей в несколько лет окончили речное училище в городе Омске. Владимир ходит на покурском направлении уже девятый год. А вот Вячеслав только открывает для себя работу на аппарели. Прежде, по его словам, он был знаком только с пассажирским флотом.

– Покуряне всегда доброжелательны, – поделился Владимир Огнёв. – Со многими мы не виделись с осени прошлого года. Они радуются нашей встрече. Знают нас, да и мы к ним привыкли.

Окно в мир для дальнего села

– Для нас этот паром в период навигации – единственный способ сообщения с внешним миром, – поделился житель села. Он в числе первых выезжал с аппарели, когда причалили у покурского берега.

В пору навигации не всем местным жителям, как оказалось, хватает места на пароме. Часто свои машины они ставят почти вплотную к краю лафета. Так бывает, как правило, к концу навигации, когда покуряне на период шуги спешат привезти домой все необходимые запасы. Бывает так, что жители села оставляют свои машины в соседней с причалом деревне Вата и по срочным делам едут домой как пассажиры. С покурского причала их и довезут до села.

С другой стороны, заметил наш собеседник, не все покуряне хотели бы увеличения количества рейсов парома. Не всем по душе и разговоры, связанные со строительством дороги к селу от трассы, проложенной вблизи Покура нефтяниками. Местные жители предпочтут скорее жить на своём «острове», где все друг друга знают и где нет чужих людей. Тем более что в селе созданы все условия для комфортной жизни, которые мало чем уступают городским. У «острова Покур» свой, особенный ритм жизни.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

69