Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

10.02.2024 12:11 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 14 от 10.02.2024 г.

Первым делом, первым делом вертолёты!..

Автор: Марина ФЕТИСОВА. Фото Михаила ПЛЕЦКОГО.

9 февраля свой профессиональный праздник отметили работники гражданской авиации России: пилоты, бортпроводники, технические работники. О тех и для тех, кто летает не во сне, а наяву, эта история.

Море по колено и небо по плечу

В своих детских мечтах Андрей Черемных видел себя капитаном дальнего плавания. Свято верил в то, что романтики этой профессии не занимать, поэтому за штурвалом можно проводить месяцы напролёт, а мир исколесить вдоль и поперёк.

– Я не из тех людей, которым нравится сидеть на месте, – признаётся командир лётного отряда Нижневартовскавиа. – Человек увлечённый и легко увлекающийся, я искал себя до того момента, пока в 14 лет не попал в Клуб юных лётчиков, который работал на базе Нижневартовского авиапредприятия. Профессионалы своего дела у руля. Команда таких же искателей приключений – в единомышленниках. Мне быстро объяснили, что бороздить можно не только морские, но и небесные просторы, но морякам не дано дотянуться до звёзд, а у лётчиков – всё небо под ногами.

Частью дружного коллектива Нижневартовского авиапредприятия он стал в далёком 1990 году, и за три десятка лет ему есть что вспомнить и о чём рассказать тем, кто только начинает расправлять свои крылья:

– Тесное сотрудничество с геологами, нефтяниками и энергетиками, перевозка пассажиров, грузов и почты в труднодоступные населённые пункты Нижневартовского района. Командировки не только по стране, но и в дальнее зарубежье. У старожилов предприятия была возможность сесть за штурвал таких машин, как Ми-6, Ми-26, АН-2, Ми-8. В наши задачи входили: выполнение полётов в составе центров медицины катастроф для оказания экстренной помощи населению, осмотр трасс нефтепроводов и линий электропередачи на территории Нижневартовского района, поисково-спасательные работы, организация тренировочного процесса и десантирование с парашютом, даже участие в тушении лесных пожаров в составе лесоохраны.

Исполнительный в плане поставленных руководством задач. Ответственный в принятии решений, от которых нередко могла зависеть чья-то жизнь. Человек не просто слова, а дела. Всё это покажет время и оценят коллеги, а тогда, в 1985-м, будучи выпускником школы, наш герой рискнул сделать первый шаг, ведущий к исполнению мечты, и подал документы в Кременчугское лётное училище.

­­– Это было время, когда абсолютно все мальчишки Советского Союза мечтали стать космонавтами, – считает нужным подчеркнуть Андрей Черемных. – Неудивительно, что на 40 вакантных мест было подано порядка 400 заявлений от абитуриентов.

Чтобы войти в число счастливчиков, нужно было очень постараться: сдать два вступительных экзамена на отлично и пройти психологический отбор. Интерес к профессии ему привили с детства. Теории, как и азам пилотирования, обучили в школьные годы. Упорство в достижении поставленной цели привело сперва в приёмную комиссию, а потом и к должности командира лётного отделения.

– Каждый полёт, как открытие, – неповторим и по-своему интересен. Даже несмотря на то, что машину чувствуешь как своё продолжение, а по правую руку от тебя проверенные люди, условия каждый раз меняются: в зависимости от того, какой груз ты везёшь или какие метеоусловия ждут тебя в дороге. При этом у каждой машины, несмотря на механическое нутро, есть свой характер, укротить который под силу только профессионалу.

За свою карьеру Андрей Черемных облетел половину земного шара. Поработал в Афганистане, Ираке, Пакистане. Побывал в десятках стран Африки. На вопрос: за что больше всего он любит свою профессию, герой отвечает, не задумываясь: за возможность увидеть мир и знакомство с интересными людьми.

Примета, о которой нельзя не упомянуть: чтобы небо встретило пилота с распростёртыми объятиями, здесь, на земле, его непременно должен кто-то ждать. У нашего героя большая группа поддержки: супруга, взрослый сын, который, к слову, тоже работает в Нижневартовском авиапредприятии, правда, авиационным техником, и дочь-студентка.

– Жена для меня – самый родной и близкий человек, – не вдаваясь в подробности личной жизни, выделяет главное Андрей Черемных. – Она всегда найдёт нужные слова, чтобы подбодрить, обнимет, чтобы поддержать, а смотрит иной раз так, что хочется свернуть горы и появляется уверенность – пока она рядом, всё по плечу.

Подняться над облаками

В отличие от своего более опытного коллеги, Сергей Ведерников по окончании школы выбрал для себя вполне приземлённую профессию – экономиста. Поступил в институт, окончил его и даже какое-то время успел поработать по специальности.

– Желание что-то поменять в своей жизни появилось после знакомства с дядей моей супруги, – признаётся заместитель командира авиаэскадрильи Нижневартовского авиапредприятия. – Он сумел так вдохновить меня своей любовью к авиации, что экономика стала скучна и неинтересна, а душа стремилась подняться над облаками.

Несмотря на то, что в Омский лётно-технический колледж гражданской авиации он поступил в сознательном возрасте – в 24 года, совсем далёким от профессии человеком Сергея назвать сложно.

– В детстве я занимался парашютным спортом, – улыбается наш герой.

Из чего делаем вывод, что небом под ногами его не удивить, да и зашкаливающим от свободного падения адреналином не напугать. Человек, который точно знает, чего хочет. Если что-то решил, то прямо идёт к поставленной цели.

– На всю жизнь запомнил ощущения, которые испытал, придя в Нижневартовскавиа на практику в качестве курсанта лётного училища, – вспоминает своё знакомство с рабочим местом Сергей Ведерников. – В тот день меня впервые посадили в вертолёт без права занимать кресло пилота. Гул лопастей, звук, от которого в ту же секунду закладывает уши, запах – все органы чувств работали на полную катушку. Мне казалось, вибрация проникает под кожу. С годами пришла уверенность. Сейчас могу сказать точно, что профессионализм в нашем случае это не только умение уверенно вести судно, но и талант держать себя в руках даже в самой нестандартной ситуации.

Самый долгий полёт на вертолёте не превышает пяти часов. Как правило, речь о перегонах борта, скажем, из точки А в точку В. Работа у пилотов сезонная. Их услуги особенно востребованы у населения в период распутицы, когда добраться до отдалённых поселений можно исключительно по воздуху.

– В период холодов, с открытием зимников вылетов меньше, – продолжает тему собеседник. – Сейчас, к примеру, в расписании три-четыре рейса в неделю. Тогда как летом занятость максимальная, летаем практически ежедневно.

Уроженец города Мегиона Сергей Ведерников связан с Нижневартовским районом точно пуповиной:

– Мой дедушка Александр Александрович, мамин отец, был учителем и успел поработать в школах Корликов, Ларьяка и даже Чехломея. Немало покатавшись по району, дед решил пустить корни в Большетархово. Там и родилась моя мама. В их семье было семеро детей.

«Сельский учитель» понятие в принципе уникальное: интеллигенция по роду занятий, бесспорный авторитет по должности у воспитанников и универсальность – вести приходилось не один, а сразу несколько школьных предметов: от трудов и географии до уроков физической культуры.

– Дед был человеком, которого уважали все, от мала до велика. За то, что горел своим делом. За сопричастность к воспитанию нового поколения. За внутренний стержень. Чем не достойный пример для подражания?

Свои самые лучшие качества характера Александр Александрович передал внуку по наследству: силу духа, целеустремлённость, увлечённость профессией. За девять лет работы в Нижневартовскавиа наш герой много где побывал, много интересного увидел.

– Одним из самых запоминающихся можно назвать время, когда мы работали на Гаити, в Центральной Америке, на одном острове с Доминиканой. Пейзажи, люди, менталитет – есть с чем сравнить, чему не только подивиться, но и поучиться.

Руководящую должность Сергей Ведерников умело совмещает с ролью главы семьи. Их случайное знакомство с будущей супругой произошло в Тюмени в студенческие годы и быстро переросло в дружбу. Когда пришло полное понимание, что встретил свою вторую половинку, Сергей сделал предложение, дабы уже никогда не отпускать любимую от себя и по жизни идти рука об руку. Их крепкой семье 11 лет, и любви в ней столько, что она дважды получила воплощение.

– Нет особых секретов, как сохранить семью. Уважайте друг друга, цените каждый день, проведённый вместе. Если человека выбрали себе по сердцу, значит, он и по жизни будет вашей поддержкой и опорой.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

174