Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

06.07.2024 11:28 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 71 от 06.07.2024 г.

Настоящий дом только на берегу

Автор: Михаил РУДАКОВ.

В этом году имя Евгения Лисина занесено на Доску почёта Нижневартовского района.

Интересна судьба нашего земляка. Сейчас он руководит цехом ЖКХ в селе Варьёган, но когда-то ходил на катере по реке Аган.

Сегодня хороший повод вспомнить о том времени, когда он был капитаном, – 7 июля в России отмечается День работников морского и речного флота.

…О чём может мечтать мальчишка, родившийся на берегу Волги? Конечно же, о дальних странствиях по великой реке и о походе по Хвалынскому морю, как называли Каспий в старину. Евгений Лисин не раздумывал, кем стать после школы. Только капитаном!

Первый корабль

После окончания школы Евгений Лисин поступил в Горьковское речное училище имени Ивана Кулибина. Первая практика была после второго курса. Впечатления от первого её дня до сих пор остались в памяти: вот отошли от берега, вот вышли на середину Волги... В лицо ударил освежающий речной воздух… Земснаряд, на котором вышел в первый рейс, речные теплоходы по традиции встретили гудками. И в ответ их тоже поприветствовали. Так стартовала навигация, а в случае с нашим героем так началась новая веха жизни.

Курсантам, по словам Евгения Борисовича, особых послаблений не давали. Сразу же, как только оказывались на борту, их приучали к тому, что работа потребует большой ответственности. Без неё, как и без соблюдения жёсткой дисциплины, не будет никакого результата. Надо понимать, что речь здесь идёт о команде, где действия должны быть чёткими и слаженными. Это целая школа жизни!

На земснаряде за время навигации несколько раз прошли участок Волги от города Горького (как тогда назывался Нижний Новгород) до Рыбинска. Главная задача, которая ставилась перед экипажем, – организация работ по углублению дна. Речной путь ни в коем случае не должен заиливаться. Тем более на такой «магистральной» реке, как Волга. Особенно запомнился тогда рейс в район Чебоксарской ГЭС.

Тот первый в судьбе корабль Евгению Лисину довелось увидеть многие годы спустя.

– Отмечали с супругой жемчужную свадьбу и по этому поводу совершали круиз по Волге. – рассказывает Евгений Борисович. – И надо же такому случиться: в один прекрасный момент мимо нашего теплохода прошёл по реке тот самый земснаряд. Я подумал тогда: а что, если бы вышел на палубу раньше или позже на пять минут? Ведь не увидел бы его. Что это, как не чудо?!

Выпускник речного училища и срочную службу проходил на флоте. В этом плане судьба благоволила Евгению Лисину. Свою школу военного моряка он прошёл в Краснознамённой Каспийской флотилии. База их десантного корабля находилась в Баку, оттуда постоянно ходили к Каспийску.

Капитан на Агане

В 1985 году Евгений Борисович приехал по распределению на Север. На катерах предприятия «Главтюментрубопроводстрой» возили грузы в Нижневартовск, Ханты-Мансийск, но больше в Радужный и Новоаганск. Два этих населённых пункта в связи с открытием новых месторождений нефти переживали лучшие годы в своей истории. Река для них была главной дорогой жизни: по ней доставляли щебень, детали для строившихся домов.

Позднее Евгений Лисин перешёл на работу в Новоаганский РЭБ. Посёлок геологов стал портом приписки его катера.

Работая в Обь-Иртышском речном бассейне, Евгений Борисович прошёл путь от моториста до рулевого и штурмана. На реке Аган началась новая страница в жизни: он стал тогда капитаном.

– Аган – река по-своему сложная, – делится он впечатлениями, – с наступлением осени быстро мелеет. Поток грузов в это время года не уменьшался, а с его доставкой торопили.

Главное препятствие – устье Агана, в конце октября – начале ноября здесь скапливаются льдины. Навигация вот-вот должна завершиться. Но надо сделать ещё несколько рейсов, а для этого пройти по белому крошеву.

– Бывало, что в такой ситуации рвались тросы и скручивались винты, – делится Евгений Борисович. – Спасала взаимовыручка коллег-речников. С их помощью могли поломку исправить и затем продолжить свой путь.

Устье Агана стало впоследствии хорошей школой для молодых мотористов. Был такой случай, когда вырвались они на реку Обь, и в этот момент большая волна стала захлёстывать катер. Попытка причалить к берегу не увенчалась успехом. Баржу, которую тянули за собой, тотчас же оторвало течением. Евгений Борисович, прервав тогда свой отдых на борту, помог команде в поиске спасительной бухты. Бурю в итоге переждали.

Новый поворот в судьбе

Сложные времена наступили в 90-е годы. Именно тогда речной флот на Агане стал постепенно приходить в упадок.

Сойдя на берег, Евгений Лисин сменил и сферу деятельности. В Варьёганском цехе ЖКХ, куда он пришёл, была своя специфика. Вникать приходилось в правила электрического снабжения, надо было также понять, как организована сеть водоснабжения и подачи тепла. Но с такими нюансами он быстро разобрался. Выручила хорошая техническая подготовка, полученная за время учёбы в речном училище. Вместе с тем, было понимание того, что и в этом случае речь идёт о сложившейся системе. А она в свою очередь эффективно работает, как и на флоте, в условиях единоначалия.

Ныне Варьёганский цех включён в состав Новоаганского предприятия ЖКХ. Костяк его составляют люди старшего возраста. А вот молодёжь сюда, к сожалению, не спешит. Учиться технической специальности всегда было непросто. Огромное значение имеет опыт.

– Ещё не так давно почему-то считалось зазорным постигать профессию электрика или водителя грузовой машины, – отмечает Евгений Борисович. – Учить на эти специальности перестали с какого-то времени в старших классах, на занятиях по профессиональной подготовке. Молодые люди поступали, в основном, на юристов и экономистов. В этом кроются корни нынешней кадровой проблемы.

Семья – главный причал

С супругой Татьяной Леонидовной наш герой познакомился в Новоаганске. Она трудилась в местной пекарне. Изначально понимала, с какой спецификой будет связана у мужа работа, поэтому забота о доме легла на её плечи.

Супруги воспитали троих детей. Старший, Александр, ныне живёт в Тюмени, младший, Денис – рядом с родителями, в Варьёгане. Оба сына трудятся в нефтяной отрасли. Дочь Анна сейчас всё своё внимание посвящает семье.

– Когда сыновья были маленькими, брал их с собой в рейсы, – делится Евгений Лисин. – Им такие походы по реке нравились. Но когда подросли, разговора не было о том, чтобы стать речниками. Нет в нашем крае учебных заведений для освоения этой профессии. Поэтому они сделали в жизни иной выбор.

Особый смысл

…И всё-таки река напоминает о себе. Особенно тогда, когда начинается навигация. Так и представляется в этот момент гудок с реки и отправление катера в первый рейс. Об этом моменте, который Евгений Борисович называет счастливым, напоминают и друзья-речники. С ними он обменивается поздравлениями в социальных сетях и по телефону. В профессиональный праздник друзья делятся воспоминаниями, желают друг другу счастья, здоровья, успеха в начинаниях. А семьям – уюта и тепла.

Для тех, кто всегда ценил возвращение из дальнего рейса, эти слова имеют особый смысл. Ведь настоящий дом может быть только на берегу.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

12