Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

31.03.2015 08:53 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 32 от 31.03.2015 г.

Страницы книги Владимира Салмина «Нас собрал Самотлор»

Автор: Подготовила Александра ГРЕБЕНЩИКОВА. Фото с сайта www.samotlor-50.ru и из архива редакции.

И началось наступление.

Вода на Самотлоре дегтярно-чёрная, берега илистые и настолько рыхлые, что по ним – Хлюпин знал это – ни пройти ни проехать. Хантыйское слово «Самотлор» вызывало у Хлюпина странное чувство, какое испытывает человек, прикоснувшись к чему-то первобытно дремучему, жутковатому. От этого слова веяло тревожащим душу неземным холодком, как от бездонного омута, или от заросшего непроходимой чащей буерака. На русский язык «Самотлор» переводят то как «сердце озёр», то как «берёзы на сору», то как «мёртвое озеро». Валентин Иванович был убеждён, что это воистину гиблое, мёртвое место.

Первая эксплуатационная буровая на Самотлоре под номером двести. Её строила, монтировала бригада вышкомонтажников мастера Закирьяна Бадретдинова, прибывшая из Татарии. «Сдадим буровую к 20 января!» – твёрдо решила бригада. Этой датой и жили. Первая буровая на Самотлоре была готова к сдаче точно по графику. В назначенный срок из Тюмени прилетел начальник «Главтюменьнефтегаза» В.И. Муравленко. Он увидел, что в суровом Самотлорском пейзаже появилось новое: над гребнем тайги на берегу озера поднялась металлическая ферма первой буровой. На стенке вагончика размашистая задорная надпись: «Мы покорим тебя, Самотлор!».

– Молодцы! Слово своё сдержали, – Муравленко крепко пожал руку бригадиру. Потом, невзирая на стужу, снял шапку, вынул из кармана горсть монет и, размахнувшись, бросил под буровую, по извечному народному обычаю, на счастье!

«В апреле 1973 года завершено строительство нефтепровода Самотлор – Альметьевск.»

Большая удача выпала на долю Повха – первым пробурить первую промысловую скважину на Самотлоре. И буровики шли рядом с монтажниками, поровну поделив тяготы этих событий. Сетовал ли Повх на невзгоды, ограждал ли себя от перегрузок? Только в деле Повх был непримирим и яростен, а в остальном бесхитростен и добр. Иначе на Севере не приживёшься: Север не милует себялюбцев. Суровый край. Но светлый, чистый. От снегов и синевы небес непорочностью веет и мудростью...

Утром 27 января 1969 года бригада Степана Повха начала бурить первую эксплуатационную скважину на Самотлоре, ту, что под номером двести. В первый день построили более двухсот самотлорских метров.

Зима 1969 года словно бы бросила людям вызов, испытывала их волю. Замёрзла техника. Ломались, как щепки, зубья экскаваторов, лопались от мороза и падали наземь стрелы. Официально работы прекратились. Но на буровой

№ 200 Степан Ананьевич Повх вёл со своими помощниками проходку скважины. Натужно, в клубах пара гудела буровая, обросшая ледяными глыбами. Всё было напряжено: нервы людей, механизмы, металл.

2 апреля первая промысловая скважина № 200 Самотлорского нефтяного месторождения была подключена к нефтесборной сети. Высокая честь открыть задвижку была оказана буровому мастеру С.А. Повху и начальнику нефтепромысла И.И. Рынковому. Итак, пошла нефть Самотлора.

«Летом 1974 года на Самотлоре была получена стомиллионная тонна нефти.»

Самотлор притягивал к себе сотни, тысячи добровольцев, к нему тянулись целые коллективы со всех концов страны. Первым на Самотлор приехал Лёвин – с дипломом Сызранского нефтяного техникума и отлаженной притёртой бригадой. Он быстро оторвался от других: когда счёт идёт на десятки тысяч метров, мало горения, опыта, дисциплины. Нужно знать тонкости технологии, поведения металла при больших скоростях, особенности человеческой психологии. Разрыв между бригадой Лёвина и его коллегами из УБР-1 возрастал. Скважина сдавалась за скважиной. Кузоваткин не скрывал своей радости. Он готов был на всё. Но буровики требовали самого невыполнимого – неограниченного фронта работ. Дорожники, отсыпавшие лежнёвки, выбивались из сил, роптали усталые монтажники; бульдозеристы, расчищавшие новые площадки, сутками не вылезали из кабин.

– Мало, – говорил Лёвин в райкоме партии. – Я не могу набрать настоящие темпы. Вот Шакшин в Шаиме набурил семьдесят две тысячи. Наверняка его не сдерживали монтажники.

– Что ж, надо поехать к ним, посмотреть, – согласился В.В. Бахилов, секретарь райкома. Но ехать к ним не пришлось. Осенью 1971 года прославленные шаимские «скороходы» сами пожаловали на Самотлор со всем имуществом – бригадами и станками.

Лёвин казался недосягаемым. Скважины росли у него, как грибы. И вдруг в июне Самотлор потрясла неожиданная весть: Петров набурил за май 10 751 метр. Это было невероятно. Абсолютный рекорд по Союзу, триста метров на долото. Бригада Григория Кузьмича Петрова установила всесоюзный рекорд по скорости, пробурив за год 92 тысячи метров. Двадцать пять человек его бригады были награждены орденами и медалями.

В 1972 году за применение новых эффективных методов разбуривания Самотлорского месторождения звания лауреатов Государственной премии СССР были присуждены В.И. Хлюпину и А.Г. Исянгулову – начальникам УБР-1 и 2. Целый коллектив управления буровых работ № 2 достиг рекордной проходки на каждую бригаду: за год в среднем по 75 ты­сяч метров, в то время как средний показатель по министерству составлял 13 тысяч метров. А.Г. Исянгулов стал Героем Социалистического Труда.

«В 1979 году нефтяники Самотлора рапортовали о добытой миллиардной тонне самотлорской

нефти.»

При освоении Самотлорского месторождения применялось всё новое, передовое. Это и кустовое бурение, массовое применение блочного строительства дожимных, кустовых, насосных станций. Здесь работали сотни экскаваторов, вездеходов, кранов, тысячи «Татр» и другой самой современной отечественной и зарубежной техники. На промыслах Самотлора велась быстрая механизация и автоматизация всех процессов, вплоть до применения на буровых телевизионных установок.

– Темпы... Я не знаю, есть ли ещё где на земле такие темпы, – говорил Роман Иванович Кузоваткин, начальник «Нижневартовскнефти». Он давно привык к Самотлору и к возлагавшимся на него надеждам. – В семь­десят втором мы дали почти сорок миллионов тонн нефти, как обещали. Через год нам выходить на восемь­десят миллионов и почти сразу, рывком – на сто.

Вот скупые строки хроники того времени.

В апреле 1973 года завершено строительство нефтепровода Самотлор – Альметьевск.

Бригада Героя Социалистического Труда Г.М. Лёвина установила всесоюзный рекорд, достигнув коммерческой скорости 14 105 метров на буровой станок в месяц. Это втрое выше нормы.

Летом 1974 года на Самотлоре была получена стомиллионная тонна нефти, а осенью этого же года чёрное золото Самотлора пришло в Новороссийск.

В 1979 году нефтяники Самотлора рапортовали о добытой миллиардной тонне самотлорской нефти.

Сегодня Самотлор знает весь мир.

(Продолжение следует).

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

928