Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

12.08.2017 08:56 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 88 от 12.08.2017 г.

Кто вас учит слушать ветер

Автор: Софья ЯРЫГИНА. Фото автора.

Александр Гамолко: «Ребёнку, как и любому человеку, нужно, чтобы в него поверили».

В нескольких километрах от Ларьяка (это как добираться: если на лодке, то около 12 км, на снегоходе – 9 км, а вертолётом порядка 6 км) в рыжем прямоствольном сосновом бору среди девственной природы на горушке у одной из проток Ваха притаился  небольшой хуторок. Несколько рубленых деревянных домов, хозяйственные постройки, навесы и даже какие-то декоративные фигуры. Всё основательно и добротно и вместе с тем как-то воздушно и красиво. Трудно представить, что эта красота сделана руками детей. Более того, они здесь полноправные хозяева. А это именно так. Хуторок в лесу – учебно-производственная база Ларьякской школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Путь, наполненный приключениями

Про базу я услышала весной, когда беседовала с преподавателями этой школы. Дело было перед самым закрытием зимника, так что визит туда пришлось отложить до лучших времён. Выбраться удалось только в июле. Правда, уже без детей – показать её согласились директор школы Евгений Кузьмин и инструктор по трудовому обучению, охотовед и главный распорядитель, зодчий и «душа» лесного хозяйства Александр Гамолко.

Ранним утром моторная «казанка» школы отчалила от местной пристани, вышла из Сабуна в Вах и бодро помчалась вниз по течению к одному из неприметных поворотов в протоку. «По большой воде», пояснил Александр Васильевич, школьников везут этим путём. Позже, когда речки мелеют, лодки (их у интерната две) пробираются в обход, по другой протоке. Пассажиров высаживают на берег неподалёку от Ларьяка и до базы они идут налегке, оставив продукты на борту. Полтора часа максимум, и ребята на месте. По дороге успевают собрать ягоды или грибы, так что на базу приходят уже «с добычей».

Детей не надо учить любви и бережному отношению к природе. Почти все воспитанники интерната – жители района. Больше половины из них представители местных коренных народностей. У многих детство и каникулы проходят на родовых угодьях. Так что лес – родная вотчина, где им знакома вся растительность, а повадки птиц и животных известны  не хуже, чем школьным наставникам-охотоведам. Потому для ребят вполне привычно (читай – ничуть не удивительно) сторожко пробираться мимо гнезда «краснокнижного» орлана, поселившегося на берегу протоки, по которой скользит сейчас наша моторка. Именно скользит, стараясь производить меньше шума. Семья орланов появилась здесь лет 10 назад и, кажется, прочно прописалась среди местного пернатого населения. И всё-таки по весне птицы, заслышав звуки мотора, слетают с гнезда. Постепенно они вновь привыкают к присутствию людей, но те стараются не беспокоить их без надобности.

Наконец лодка утыкается носом в заросший травой берег. Небольшой подъём на взгорок, и мы ступаем на высокие деревянные мостки, уходящие вглубь леса. Соорудили их над местностью, затапливаемой во время весеннего паводка. В разлив суда причаливают непосредственно к территории базы, расположенной неподалёку от длинного, почти 100-метрового настила. В остальное время пешком лучше пробираться по этой дорожке – грязь здесь подсыхает медленно и оставлять в ней обувь никому не хочется.

Кстати, этим летом, делится хозяйственными планами Александр Гамолко, мостик (почти ровесник самой базы) придётся обновить: заменить некоторые доски и опоры, укрепить перила. В «большую воду» 2015 года его смыло, благо, что не унесло в реку, а так каждое половодье здешние сторожа «ловят» его норовящие уплыть пролёты.

Царский трон, или кто первый сел – того и корона

Дорожка закончилась у подножия очередной горушки – цели нашего путешествия. База, пояснили мне сопровождающие, располагается на острове. Территория его обширна, только за школьными угодьями закреплено 200 гектаров. Это лес, озёра, ручьи. Благодатный и нетронутый уголок природы. Даже жилые строения, которые едва ли занимают треть гектара, гармонично вписываются в пейзаж, не разрушая его, а, наоборот, кажется, дополняя. И немудрено – в расположении их нет никакой скученности, характерной для любого сельского подворья, где рационально и экономно используется каждая пядь земли. Места здесь вдоволь, потому хозяйский взгляд «здесь бы надо сарай прирубить», не скованный одной целесообразностью, превращается во взгляд зодчего. А если учесть, что в помощниках тут молодые рукастые умельцы, не удивительно, что постройка выходит на загляденье.

– Вот только эту сторожку и баню мы рубили сами, – рассказывает Евгений Кузьмин. – Всё остальное построено вместе с детьми. В школе основной упор делается на профессионально-трудовое обучение. И практические навыки выпускные девятый и одиннадцатый классы отрабатывают частично на базе.

Кстати, от этих занятий школьники не отлынивают. Наоборот, попасть в число счастливчиков не так просто. В команду «выходного дня» отбирают по результатам классных соревнований: за успехи в учёбе, дисциплине, помощь или отличное участие в мероприятиях и т.п. Словом, поездка на базу для воспитанников – это, по большей части, мера поощрения. Хотя педагоги придерживаются принципов справедливости, и в течение учебного года здесь успевают побывать, и не по одному разу, все без исключения ребята. Иногда – даже неожиданно для себя.

– Это же школа-интернат – замкнутое пространство, специфический режим, поэтому у детей, конечно же, должна быть эмоциональная разгрузка, – комментирует Александр Гамолко. – То есть помимо наработки конкретной трудовой практики уделяется большое внимание и сохранению навыков и традиций национального природопользования. Стараемся, чтобы воспитанники, из которых больше половины дети ханты, манси и лесных ненцев, были в единении с природой. Ну и, разумеется, это одна из мер поощрения лучших учеников либо стимул для разнообразных свершений: «Бросите курить – на базу поедете». А бывает наоборот – порой берём хулиганов, которые, якобы, неисправимые, или трудноисправимые: «А, возьму его с собой!». Ребёнок потом гордится: «Вот Александр Васильевич поверил в меня, взял. Смотрите, какой я сейчас – целую неделю себя хорошо веду!»

Вообще, опытным педагогам и наставникам не обязательно читать детям нотации. Довольно веры в человека (дети это точно подмечают), хорошего к нему отношения и собственного позитивного примера. Тогда почти любое действие так или иначе служит в воспитательных целях.Для примера одна из таких ситуаций.

На полянке с флагштоком, назначенной здесь центральной площадью, ребята соорудили некое подобие трона. В него не просто забраться, но уж коли сел – чувствуешь себя самодержцем. Всякий, озирающий поместье с этой позиции, начинает раздавать команды. Так повелось, что его лидерство поддерживают и распоряжения выполняют. Не сделали исключения и для царя-«хулигана». Ребята и сам Александр Гамолко послушно исполняли всё, что велел им «калиф на час», чем смутили и заставили призадуматься ребёнка, не ожидавшего, что его шутка будет поддержана с такой серьёзностью, да ещё и взрослым человеком.

Когда природа приходит в гости

Чем же занимаются на базе воспитанники, когда строительный сезон заканчивается? Охотовед пояснил, что скучать даже зимой никому не приходится.

– Иногда едем с ребятами чисто на рыбалку, – рассказывает он. – Приезжаем, бывает, на трёх или пяти «буранах». Кашевары (пара воспитателей или учителей) остаются на кухне. Все остальные  отправляются на озёра. Здесь они близко – от полутора-двух километров до семи-восьми. С базы звонят: «Как дела?» А мы: «Ставьте воду на уху, рыбу сейчас привезём!»

Зимой катаемся с горки на санках, на лыжах. Берег здесь крутой, большой спуск получается. Ну и пешие прогулки, конечно. Просто гуляем или проверяем путики. У нас тут ловушки стоят: капканы,  петли на зайца. Детям интересно – кто попался?

Ловушки, по словам Александра Васильевича, устанавливают и в отдалении, и совсем близко от территории базы, на расстоянии всего ста метров. Видя моё удивление, охотовед пояснил, что животные на острове непуганые: «Лоси ходят недалеко от избушки, не боятся жилья глухари и их самки – копылухи, вдоль речки и ручьёв есть рябчики».

Заходили сюда и медведи. Лет пять назад один пытался забраться в лабаз. Вскрыть его не смог, но подрал саму коробку, повалил лестницу и некоторые опоры. На одной из них до сих пор виден след когтей – когда постройку приводили в порядок, царапины решили не зашкуривать. «Оставили себе на память его роспись: «Здесь был Миша», – смеётся Александр Гамолко.

Забирались медведи и в жилые избы. Напроказили там изрядно. К счастью, дети были в школе, а охотников-сторожей предупредили собаки. Так что обошлось только материальным ущербом. Кстати, по этой причине на базе не заводят свою живность. Это как пригласительный билет для хищников, пояснил охотовед.

Издержки реформы образования

Быт и образовательный процесс в интернате налажен и идёт своим чередом. Воспитанники оканчивают общий курс адаптированной школьной программы, а также проходят добротное трудовое обучение, позволяющее  после выпуска устроиться по своей рабочей специальности, в которой они уже получили начальные разряды. Для многих детей этот путь – реальный шанс занять достойное место в жизни.

К сожалению, сейчас количество поступающих учеников зримо уменьшается, подчеркнул директор школы.

– Детей очень мало у нас становится, – сказал он. – Сейчас в общей педагогике внедрили инклюзивное образование. Другими словами, это процесс развития общего образования до степени доступности обучения для всех, то есть до приспособления его к различным нуждам каждого ребёнка. Это должно обеспечивать доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Так что теперь эти дети – наши дети – сидят в обычных школах.

Не знаю, к чему это в итоге приведёт. У нас они получали бы своё обучение, адаптированное к их способностям усвоения предметов. Плюс хорошие навыки рабочей специальности. Кроме того, здесь за ними следят врачи, с ними работают специально подготовленные педагоги. Детям не нужно гнаться за остальным классом, здесь они чувствуют себя более свободно, чем в общеобразовательной школе.

И даже более радостно, сказала бы я. А вообще, глядя на здешних учителей, поражающих своим энтузиазмом и добротой, да ещё побывав на учебной базе, невольно позавидовала учащимся интерната. Да, как, наверное, и любой бы школьник. Если увлечёнными педагогами сейчас мало кого удивишь, то собственное лесное хозяйство, где можно вдоволь потрудиться, наиграться, погулять, посидеть у печки и даже остаться с ночёвкой – ценность редкостная.

А жаль. Кроме очевидных преимуществ, как то практические навыки и разнообразные знания, это ведь приключение – сбывшаяся в реальности сказка. То, что нужно всем без исключения детям.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

14