Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

20.02.2018 14:24 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 18 от 20.02.2018 г.

В списках не значится

Автор: Софья ЯРЫГИНА. Фото автора.

Валентина Двинянинова в Покурском музее

Так говорит о своём «детище», общественном музее села Покур, его основательница и бессменная хранительница, бывшая глава местной администрации Валентина Двинянинова.

И это правда: музей, занимающий небольшую комнатку в сельском доме культуры, не значится во всероссийском реестре, у него нет электронного каталога, интернет-сайта и уж тем более виртуальных экскурсий по экспозициям. Значится и значим он только в Покуре. И ценность имеет для него же, поскольку здесь собраны разнообразные свидетельства истории села и его жителей.

– У меня задумка была собрать то, что касается именно Покура, – рассказывает Валентина Григорьевна. – Как-то глава района Борис Саломатин заглянул в музей и попросил: покажи, что у тебя здесь покурское. А всё! Долго перечислять: вот печная заслонка, она точно покурская, тёрка большая, её ещё сечкой называют – картошку на ней натирали, чтобы получить крахмал (Покур всегда славился своей картошкой), корм для скота; прихватка без ручки – тоже наша, вот эти фонари керосиновые – их в Покуре нашли. Фотографии того, как строился Покур, – всё из личных архивов наших жителей.

Люди несли в музей то, что казалось им ценным. Я поощряла: нам любая вещь интересна, тем более, если ей 20-30 лет – это уже история. Иногда приду сюда, а под порогом что-нибудь стоит. Нередко без сопроводительной записки, очередной анонимный дар. Так появилась целая коллекция баянов, аккордеонов, старых проигрывателей. Самоваров тоже несколько накопилось. Но каким бы ни был предмет, я хотела, чтобы он свидетельствовал именно о Покуре и покурянах. История наша интересна. Вот у меня есть копия документа, датированного 1911 годом, в котором упоминается местная школа. Издан он канцелярией дирекции народных училищ Тобольской губернии. Здесь в списке народных училищ значится «имеющееся в приходе школы в селе Покурском министерское одноклассное училище».

Мадам и месье на сходе в сельском клубе

За четыре с лишним года существования музея экспонатов набралось так много, что они с трудом помещаются в маленькой комнатушке клуба. Часть их выставлена на стеллажах и в витринах. Но ещё столько же, если не больше, дожидаются своего часа в коробках, сундуках, под столами, словом, везде, где есть свободный уголок. Зато, как говорит здешняя хозяйка, «если бы сегодня сказали, что нужна большая выставка об истории Покура, мы бы её оформили достойно».

В архиве музея есть уникальные документы времён создания в Мегионе нефтедобывающего совместного предприятия «Соболь», которое разрабатывало близлежащее нефтяное месторождение.

– У меня сохранился первый протокол собрания руководства совместного предприятия на общем сходе с нашими сельчанами, – говорит Валентина Двинянинова. – Вообще, изначально работу по его созданию вели с французами. В Покур приезжал их представитель, мы всем селом встречались с ним. Представляете, сидим в старом холодном клубе, а со сцены нам «мадам и месье». Эти «мадам» и «месье» все калошами зашоркали. Это был октябрь, грязь стояла непролазная. А он, как картинка – песочного цвета пальто, карманы сверху накладные, простроченные, береточка мягкая. И вроде уже договорились, собирались подписывать документы о сотрудничестве, но в последний момент они отказались.

Вторые на очереди были бельгийцы. Они в итоге и образовали с нашей стороной совместное российско-бельгийское предприятие. Протокол общего собрания граждан села Покур о перспективах развития Северо-Ореховского месторождения датирован 24 октября 1992 года. «Решили: дать разрешение СП на разработку трёх экспериментальных кустов в районе Покура. Для выработки договорных условий с нефтяниками избрать комиссию из селян в составе 11 человек».

Во время технического совещания по вопросам социального развития села определили с представителем предприятия комплекс первоочередных мероприятий, которые нефтяники должны были выполнить в Покуре в рамках договора. Они построили нам теплотрассу, котельную (в первое время сами же её и отапливали), зимний водопровод, скважину, сделали ревизию и ремонт ЛЭП, построили и заасфальтировали две дороги – на улицах Новой и Центральной. Осуществляли пассажирские перевозки вертолётом и «Зарёй».

Всё это условия соглашения, которое хранится у нас в архиве. Ну чем не музейный документ? Самого предприятия давно нет, но многие покуряне там работали, в том числе мои муж и дочь, сын проходил практику. Это одна из страниц жизни нашего села.

Загадки истории

Валентина Григорьевна приехала в Покур 30 лет назад. Потому история края, села и его людей ей интересна.

– Есть экспонаты, которые непонятно как оказались в селе. Вот, например, удостоверение путейца, подписанное НКВД (этой структуре раньше подчинялись железные дороги). Вот что этот путеец мог делать в Покуре, когда во всём Ханты-Мансийском округе ещё не было железных дорог? А удостоверение датировано началом 30-х годов. И даже не знаю, кто его принёс – в очередной раз просто оставили у порога, ни историю не спросить, ни имени дарителя не указать.

Или вот эта лампа керосиновая. Её принесла Галина Кочерова, наш медик. Говорит, валялась у неё во дворе. Сама лампа ничего особенного не представляет, но на корпусе сохранилось название фирмы-изготовителя «Хьюго Шнайдер». Тоже вопрос, какими путями попала она в Сибирь? А фирма эта, мы интересовались в Интернете, до сих пор существует.

Солдатская шинель

Целая витрина в музее посвящена теме Великой Отечественной войны. Бережно хранятся награды и солдатская книжка покурского красноармейца Матвея Макаровича Андрушкина. Отдельно разложены вещи, найденные при раскопках.

– Из Покура на фронт ушли 262 человека, из них погибли или пропали без вести 149, вернулись 80. Данных о 33-х призванных нет. Это официальные сведения.

Фронтовые экспонаты – это результат моей дружбы с городским клубом «Патриот». Они сюда приезжали года два или три подряд, вели учебные раскопки по берегу, где когда-то было захоронение красноармейцев, его потом перенесли наверх. Они тут копали – то монету найдут, то ещё что. Мы с ними дружили, ребятишки в селе ждали их приезда. Играли вместе в футбол, в волейбол. И музею достались от них на память добытые при раскопках солдатские вещи. Кстати, и не только от них. Одну каску привезла из подобной экспедиции внучка нашей жительницы Лидии Чистяковой.

Есть у нас и солдатская шинель – самая настоящая. «Предоставлена жителем села Покур Виталием Силиным, сыном фронтовика, участника Великой Отечественной войны Евстафия Ефимовича Силина». Он был уроженцем Тюменской области, родился в 1909 году, прошёл всю войну, служил в танковых войсках, воевал в составе Второго Белорусского фронта. Освобождал Варшаву, закончил войну в Берлине. В Покур приехал в 1958 году. Скончался здесь от ран в 1966. Его шинель была семейной реликвией Силиных.

Вот уже и сына Виталия, и его жены нет на свете, а шинель солдата висит у нас в музее. Люди рассматривают её и удивляются – тонкая, холодная. Как в ней воевали?

Соль на вес золота

Рядом с военной витриной разложены фотографии сельчан, трудившихся в годы войны для фронта.

– Одна из жительниц передала нам в дар душегрейку. В таких работали женщины из трудфронта. Здесь леспромхозы были, их работники валили лес и сплавляли его по Оби до Ямала. Представляете, молодые девчонки, женщины, какой непосильный труд! Я перед людьми того поколения преклоняюсь, об их неизмеримом, неоценимом подвиге без слёз ни думать, ни читать невозможно.

Были здесь ещё рыбкооп, рыбартель. Там тоже в те годы работали одни женщины. Как говорил Анатолий Кауртаев, во время войны нигде в Союзе не было соли, она ценилась на вес золота. А в Покуре её гребли лопатами. Потому что всё – каждый пойманный и засоленный чебак – это удар по врагу.

Кропотливая работа

Фонд музея пополняется до сих пор.

– На днях жительница села Лидия Чистякова подарила книгу автора Ольги Корниенко «Уходящая натура». В ней наша общая горькая правда – документальные рассказы о ссыльных, отправленных в ХМАО. В конце список этих людей. Ищу в ней знакомые имена. Вот, к примеру, свидетельство о Василии Николаевиче Баталине, 1904 года рождения, из села Покур, был рыбаком колхоза «Вторая пятилетка». «Арестован 18 июля 1941 года. Осуждён Ханты-Мансийским окружным судом 7 сентября 1941 года. Расстрелян в Ханты-Мансийске 2 января 1942 года. Реабилитирован 16 марта 1990 года».

В этом списке таких имён много. Нельзя их забывать.

Такова и цель при создании музея у меня была – напомнить людям, что мы не просто на этой земле живём. До нас была жизнь. Она была очень трудная. И благодаря этим людям, о которых мы рассказываем в музее, стал развиваться Покур. Нужно оставаться им благодарными...

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

29