Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

10.05.2018 08:54 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 47 от 10.05.2018 г.

Каждую ягодку – на передовую

Автор: Записала Софья ЯРЫГИНА.

Корликовцы. 1941 год

Неизвестно, кто сообщил в Корлики о начале войны – первая радиоточка здесь появилась в 1950-х годах.

Село, как и остальные национальные посёлки, жило патриархальным укладом: занималось рыбной ловлей, приёмом у остяцкого народа добытой пушнины и рыбы, содержало построенную в 1935 году школу-интернат на 30 мест, в которой учились дети из окрестных родовых угодий. Жизнь была размеренная и плавно текла от одного сезона к другому.

Очевидцев её уже не осталось в живых. Но сохранились воспоминания, которыми они делились со своими детьми.

В 1941 году жителю Корликов Фёдору Каткалеву исполнилось 17 лет. Позже он рассказывал своему сыну Николаю о том, что в эти годы в село приезжали люди в военной форме, увозили с собой мужчин и парней, объясняя тем, что идёт война между русскими и немцами. Кто такие эти немцы, остяки, далёкие от политики, как и в целом от того, что не входило в круг их интересов, связанных с охотой или оленеводством, не знали.

Те же люди, вспоминал Федор Семёнович, много говорили о Сталине, вожде советского народа, и о необходимости сражаться за Родину. О Сталине, главном руководителе страны, коренное население было наслышано. Правда, на фронт отправлялись не благодаря агитации, а по призыву.

Всей душой туда стремились молодые парни. В их числе и Фёдор Каткалев. Но как бы ни просился он «на войну», на фронт его не брали – молодые руки нужны были и в самом селе.

Здесь к этому времени развернулась большая работа под лозунгом «Всё для фронта, всё для Победы!». В Корликах организовали заготовительный пункт по засолке рыбы и мяса, куда направлялось работать всё местное население и жители ближайших стойбищ. Вскоре после начала войны на фронт призвали начальника рыбоучастка Медведева. Вместо него хозяйство возглавила Мария Колмакова, получившая впоследствии звание «Труженик тыла». Целыми днями вместе с остальными жителями села она солила рыбу, складывая её в огромные чаны.

Рыбу здесь также вялили и сушили. Из сушёной и даже жареной на костре плотвы женщины и девушки натирали «пют» – муку, которую можно было разбавлять кипятком и пить, как суп. Этот продукт отправляли на фронт вместе с другими собранными и подготовленными дарами леса: ягодой, грибами, мясом птицы, оленей.

Больше фронту помочь было нечем – магазины стояли пустые. В село изредка привозили ситец на рубашки и платья. Да и в помощниках, впрочем, как и в других сёлах и деревнях страны, остались только женщины, дети, старики и молодёжь допризывного возраста.

Фёдор Каткалев получил заветную повестку только в 1945 году. На сборный пункт он отправился вместе с другими односельчанами, из которых позже припомнил только Александра Могульчина.

На поезде корликовцев доставили в Тюмень. Здесь на станции их настигла весть о том, что война закончилась.

Для него и остальных призывников майского потока это был короткий поход. Но впереди мужчин ждали долгие послевоенные годы, которые первое время мало отличались от тягот фронтовой поры. И лишь спустя время смогли они оценить свой трудовой вклад в Победу, который тогда казался незначительным.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

9