Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

12.05.2018 09:44 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 49 от 12.05.2018 г.

Весна и Победа. Дни песен и света

Автор: Наталья СТЕПАНОВА.

Сегодняшний телеобзор, который мы предлагаем вниманию читателей, несколько необычен. Он анализирует главные события телеканалов, случившиеся в начале мая.

«Гражданину России – достойный труд и достойную зарплату!», «Достойному труду – достойный отдых!», «За мир и стабильность!». С такими лозунгами прошли демонстранты в 170 городах России, ведь Первомай – это уважение к человеку труда. Следом наступил самый главный день в календаре – уже 73-я годовщина Великой Победы.

Наше телевидение попало в струю: поскольку четырёхдневный отдых трудящихся пришёлся на первые майские дни, а празднование Победы нынче не совпало с выходными, ТВ решило «загрузить» зрителей военными фильмами заранее, так сказать, настроить их на соответствующее настроение. Таким образом, военные действия на экранах «начались» ещё в последние дни апреля.

На ТК «Мир» прошёл сериал «Катя» – о дворовой юности и военной поре девушки, едва закончившей среднюю школу. В рабочей семье эта девчушка выросла смелой и очень самостоятельной. Проводив отца и брата на фронт, а мать в тюрьму по доносу соседей, она спасала раненых из госпиталя в захваченном фашистами городе. Фильм рассказал нам о первом чувстве любви и чувстве долга перед людьми, родными и Родиной, о жертвенности и дружбе.

Режиссёр Сергей Сендык выбрал для своей героической ленты артистов, без которых, возможно, она бы прошла незаметно: Ингеборгу Дапкунайте, Бориса Щербакова, Алёну Бабенко, Елену Яковлеву и Екатерину Шпицу – молодую дебютантку, сыгравшую роль Кати.

Что меня смущает в фильме, который я смотрела второй раз, так это антураж: здесь всё вращается вокруг одной улицы и дома, словно в стране нельзя найти места «пошире» – рабочий квартал в небольшом городке, а ещё, о чём писала раньше, – чистенькое обмундирование красноармейцев.

Ни художник по костюмам, ни режиссёр словно не видели ляпов, которыми, впрочем, страдают многие ленты о событиях прошедшей войны. Это в советское время строго следили за внешним видом бойцов на экране, тогда даже в окопах солдаты сверкали белыми подворотничками, а медсёстры красовались идеальным причёсками.

Недавно случайно открыла для себя ТК «Красная линия» – кнопку КПРФ. Там демонстрируют идейные ленты, в том числе лучшие из Госфильмофонда. Так накануне весны прошёл забытый фильм «Коммунист» с рано ушедшим из жизни Евгением Урбанским. Помнится, этот фильм нашумел, актёра назвали одним из лучших в числе признанных мастеров экрана и сцены, фильм получил множество премий на фестивалях. И где он сегодня? Да, благополучно забыт, как и множество других, а память об Урбанском ещё жива.

Как я отметила, военные действия на экране «открылись» в конце апреля. Конечно, первым включился в репетицию Победы ТК «Звезда»: 24 апреля он показал «Ангелов войны» – новодел о трагедии одной деревни, где женщина укрывала бежавшего из концлагеря ребёнка.

Несмышлёныш ударился в бега от голода и страха. В лагере у детей брали кровь для раненых фашистов, некоторых малышей отправляли в Германию, чтобы вырастить из них «настоящих арийцев». Началась настоящая погоня за ребёнком, которого спасали девчонки и женщины.

Этот фильм тоже из серии повторных, на мой взгляд, менее удачных. Гораздо больший интерес вызывает предстоящая премьера «Собибора» – о подвиге советского патриота Александра Печерского, который поднял восстание в концентрационном лагере для евреев, свезённых в Польшу из стран, порабощённых Германией.

О самом Печерском говорили и писали глухо. Не знаю, почему его подвиг замалчивали у нас в стране. Может быть, он не устраивал кого-то своим «пятым пунктом», может быть, клеймо офицера, попавшего в плен. У нас ведь как было: попал в плен – уже не герой, будь хоть трижды Александром Матросовым. А ведь Печерский оказался единственным в истории Второй мировой войны человеком, организовавшим единственное же сопротивление врагам: около 300 узников Собибора совершили попытку вырваться за пределы лагеря. Удалось не всем.

Сегодня живёт в Израиле последний участник того рывка к свободе. Старик 95 лет не забыл подвига советского человека, патриота и Героя, которому недавно открыли памятник в Ростове-на-Дону.

Премьера «Собибора», снятого Константином Хабенским, сыгравшим в нём роль Печерского, прошла в Варшаве, затем на родине героя – в Ростове-на-Дону. Варшава плакала и аплодировала, пришла пора плакать и нам, чтобы повиниться перед памятью Александра Печерского и его товарищей.

То же, я думаю, должно случиться с фильмом «Зоя», что показала 28 апреля «Красная линия». Это историко-библиографическая лента о борьбе партизан Подмосковья и партизанке Зое Космодемьянской, казнённой фашистами в деревне Петрищево.

Фильм был снят в 1944 году Лео Арнштамом и был удостоен Сталинской премии в 1946 году, Большой международной премии в Каннах. Музыку к фильму написал Дмитрий Шостакович, главную роль сыграла Галина Водяницкая. Она была гостьей IV фестиваля «Дух огня» в Ханты-Мансийске, мы встречались с ней перед демонстрацией фильма в зале Центра для одарённых детей Севера, а затем на пресс-конференции, которая превратилась в большой разговор о самом фильме, встречах актрисы с матерью Зои, о режиссёре фильма.

Встреча на фестивале была в 2005 году, даже трудно представить, сколько лет отделяло нас от года съёмок фильма, сколько Побед мы с тех пор встретили и отметили, а подвиг девочки сохранился в киноленте, в её словах и в музыке великого композитора ХХ века.

– Германии, если разум есть в голове, то с нами и связываться не стоит. Москва – она как приманка. И все ходили через нас, через Беларусь. Господь Бог с умыслом положил её, земля наша и вправду хорошая, может быть, лучше, чем тот рай…

Так сказал один из героев многосерийной ленты «Плач перепёлки», что шёл 27 апреля на «Звезде» весь день. Режиссёр Игорь Добролюбов выбрал для экранизации три военных романа Ивана Чигринова: «Плач перепёлки», «Оправдание крови» и «Свои и чужие». Фильм снят в Беларуси, в деревне среди лесов и дорог, по которым шли свои и пришельцы с огнемётами.

Многострадальная земля Беларуси до сих пор не может очнуться от потерь: там каждый четвёртый житель был уничтожен фашистами, и через 73 года народ не забыл свои Хатыни, героического Бреста и малых детей, не доживших до освобождения от гитлеровских изуверов.

Не смотрю телеканал НТВ: уж больно он любит скандалы и «сенсации». Одна из таких «сенсаций» – очередной «мировой эксклюзив». Представьте себе, журналисты-проныры отыскали во Франции внука самого Гитлера. Он уже старикашка, все его в городке знают, но стараются всуе не упоминать фамилии проклятого всем миром деда.

И понеслась губерния. Оказывается, у Гитлера была связь с француженкой, когда он ещё носил погоны ефрейтора, а когда он стал фюрером, женщина, родившая потомка, скрывалась от страшной славы. Зато сыночек собирал портреты «папы», а внук устроил у себя в доме музей в честь деда. Теперь он собирает доказательства своего родства с главным врагом России, то есть обратился к нашим экспертам. И что же? Криминалисты подтвердили внешнее сходство с иродом и даже похожесть почерка, но окончательный результат вы, дорогие телезрители, узнаете когда-нибудь в одной из следующих «сенсаций».

И чёрт бы с ним, внуком, лишь бы только не захватил рейхстаг или не устроил бы новый пивной путч. На кой ляд нам этот наследник, если он таковым и является? Чтобы и его проклясть? Вот эта гадкая страстишка к сенсациям, часто грязным, компрометирует нашу профессию журналиста. Стыдно за таких коллег, которых интересует не Александр Печерский, а, простите, чёрт знает кто!

Конечно, в те дни «Дом кино» дважды показал нетленных «Офицеров», а ещё ленту «Белый тигр» о поединке между танками Т-34 и грозным немецким зверем: если не победить вражеский танк, то война может возникнуть снова. Конечно, это легенда, но дуэль притягивала внимание. Как сказал храбрый советский танкист, «его нужно сжечь, а то выползет лет через 20, 50, 100». И сжёг, конечно, ведь это был поединок не на жизнь, а на смерть. Чтобы действительно ни один вражеский танк не переполз через нашу границу, чтобы война не стала «естественным и обыденным делом», по словам немецкого генерала.

Нужно помнить о цене Победы, пришедшей к нам 73 года назад. Для истории, наверное, это не слишком большой срок, но для страны, перенёсшей невероятные страдания и заплатившей несопоставимую ни с чем цену, она памятна до сих пор всем, кто встретит её радостное утро.

Вот почему в День Победы выходит на улицы и площади России «Бессмертный полк». Чтобы помнили живые: мир – это единственное счастье на Земле.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

3