Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

12.02.2019 10:54 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 15 от 12.02.2019 г.

Веры тонкая свеча в темноте горит

Автор: Наталья СТЕПАНОВА

В конце концов только об этом и стоит говорить: Бессмертие или Воскресение. Вот вопрос. Вот выбор. Бесконечно Быть или принять великую муку и великий страх, пройти через них и… тогда уже бесконечно Быть. Бессмертие или Воскресение? Третьего не дано.

С. Юрский «В конце концов…».

Не стало замечательного актёра театра и кино, которому были подвластны любые роли – народного артиста РСФСР Сергея Юрского. Он был не только одним из самых известных актёров, но и драматургом, писателем и режиссёром. У меня хранится его книга «Содержимое ящика» с автографом: «Со знакомством», подписанная им при встрече 8 декабря 2008 года, когда Сергей Юрьевич приезжал в Нижневартовск с программой «Разговор в узком кругу».

Разговор состоялся в Центральной библиотеке и был действительно в узком кругу – для любителей поэзии. Он художественную литературу делал театральным действом, представляя со сцены хоровод характеров от первого лица. В морозный вечер мы слушали стихи Пастернака, Пушкина, Бродского, затем была наша встреча в драмтеатре. В памяти остался человек, с которым можно было говорить обо всём, знаменитый актёр был очень доброжелательным и внимательным к собеседнику…

Юрского не нужно представлять читателям, они знают, кого потеряла наша культура и Театр Моссовета, где служил актёр, нам же останутся встречи с ним на экране: «Спасибо моим ро­лям в кино!»

Что ещё, что ещё? Раз мы начали разговор об утратах, то, наверное, кстати придётся сюда передача на ТК «Звезда» о Зое Космодемьянской. О ней и её гибели не знают, пожалуй, нынешние школьники. Люди старшего поколения помнят имя 18-летней московской школьницы, буквально поднявшей наших солдат в наступление.

В фильме из цикла «Секретная папка» 6 февраля была поставлена последняя точка в многолетнем споре о том, кто был захоронен под обелиском сначала в деревне Петрищево, а затем на московском Новодевичьем кладбище: Зоя Космодемьянская, Вера Волошина, Мария Гапшина или Лиля Озолина.

Ещё в 1967 году одна газета писала о том, что мать Лили узнала свою дочь и предъявила веские доказательства. Долгие годы семья девушки требовала пересмотра решения военной комиссии, в начале 1990-х годов призывы были услышаны, а 11 декабря 1991 года в НИИ Судебных экспертиз изучили документы и фотографии Зои, Лили и другого лица. Заключение было однозначным: на газетном снимке 1941 года, из изъятых у одного из фашистов, была изображена Зоя. Так в третий раз народу возвращалось имя Зои. Представляете, в третий раз! Сотни людей считали, что это их сестра, подруга. Многие матери потеряли своих дочерей на войне, поэтому далеко не все поверили версии первой военной комиссии.

…В столице создавались разведывательно-диверсионные группы – для организации партизанской войны. Советским бойцам предписывалось разрушать и сжигать все населённые пункты в тылу немецких войск, и был список населённых пунктов под Москвой, которые нужно было уничтожить. Так Зоя попала в состав боевых диверсионных групп. В списке ушедших на задание были две девушки, которые пропали без вести: Зоя и Вера Волошина. Каждая из них могла оказаться в деревне Петрищево и погибнуть там 27 ноября 1941 года. Спустя два месяца о казнённой девушке рассказали сразу две центральные газеты, назвав её Таней. Очерки завершались традиционным призывом ко всем советским гражданам проявлять смелость, отвагу и бесстрашие, как юная партизанка. Годы спустя на вопрос, кто же эта девушка, назвавшая себя Таней, ответить было невозможно.

О трагической судьбе партизанки авторы статей узнали случайно – от пожилого крестьянина, свидетеля казни. Эта история так потрясла корреспондентов, что они немедленно отправились в Петрищево. Там военкоры нашли и опросили свидетелей, они надеялись, что фотоснимки помогут найти родственников погибшей. Так история Тани стала общенародной.

Итак, что же случилось с Зоей? В начале ноября 1941-го она в составе группы была переправлена за линию фронта с заданием сжечь десять населённых пунктов. В первый день отряд попал под обстрел, затем была ещё одна встреча с врагом. Часть группы погибла, а оставшиеся – среди них Зоя и Вера Волошина – продолжали движение к намеченной цели. И снова бой. Волошина упала. По возвращении за ней девушку не нашли.

При подходе к Петрищево партизаны разделились, поэтому дальнейшие события стали известны от руководителя группы Бориса Крайнова. Он ничего не знал о судьбе своих товарищей – Космодемьянской и Клубкова, а по статье в газете догадался: в Петрищево казнили Зою. К такому выводу пришла 4 февраля и созданная комиссия, с которой приехали мать и брат Зои, а также учительница и одноклассник.

Жители деревни говорили о том, что в начале декабря фашисты казнили одну девушку, но дата гибели Зои установлена точно. К тому же мать и брат не опознали в погибшей Зою. Да, Любовь Тимофеевна Космодемь­янская не узнала дочь, но экспертная комиссия утверждала, что это она.

Как же мать не узнала Зою, с которой виделась два месяца назад? Была проведена повторная экспертиза, сравнили фотографии, и новый акт подписали мать и брат. Мать поседела и оглохла от горя.

16 февраля 1942 года Зое Анатольевне Космодемьянской было присвоено звание Героя Советского Союза, но многие продолжали сомневаться, потому что местные жители узнали в погибшей Марусю Гапшину, местную комсомолку. Но Мария вскоре вернулась домой. А что другие матери, которые узнавали своих дочерей по опубликованному фото? Мало кому известно, что в Петрищево была задержана партизанка Елена Шевелёва, но уже после казни Тани. У неё было то же задание. Сколько было ещё подобных случаев, никто не знает. Таней считали и Веру Волошину, потому что она исчезла бесследно.

В феврале в штаб вернулся Борис Клубков. Его показания показались командованию странными. Он признался, что был схвачен фашистами, что была очная ставка с Зоей. Странно. Если он назвал Зою, то почему – Таня? Может быть, Вера? В 1960-е годы выяснилось, что Веру поймали фашисты, она им ничего не сказала и была казнена в деревне Головково. Запомним и это имя.

Сколько их было, погибших в снегах и болотах под Москвой и не только там? Безымянные, они заслуживают нашей благодарной памяти, как и бойцы, чьи фамилии высечены на обелисках, как имена, вставшие в строй «Бессмертного полка». Им вечная слава…

Как мало интересных фильмов и передач показывает нам ТВ! Честное слово, оно вызывает чувство отторжения: что ни фильм, то или белые халаты, или расследование очередного убийства, или семейные дрязги. Складывается впечатление, что жизнь состоит из чёрных дней. Эволюция, ты страшна! Телевизор перестал быть собеседником и другом семьи. Не знаю, как чувствуют себя люди, в квартирах которых имеются по два-три ящика. Это сколько же звуков обрушивается на их обитателей!

А как хочется увидеть на экране фильмы о наших соотечественниках – умных, находчивых людях, живущих трудом и творчеством, о людях, которыми можно восхищаться! А ведь они есть, есть – Имена России, есть другой мир – без стрельбы и мордобоя, без фриков и «звёзд». Может быть, с переходом на цифровое ТВ что-то изменится в программе передач?

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

35