Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

14.02.2019 09:08 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 16 от 14.02.2019 г.

Начало путешествия – в музее

Автор: Михаил РУДАКОВ. Фото автора.

Хозяйка экспозиции Виктория Чебан

В городском краеведческом музее имени Т.Д. Шуваева развёрнута новая экспозиция – «Между Вахом и Аганом: земля Анки-Пугос». Выставка будет особенно интересна жителям Нижневартовского района, так как отражает ключевые события его истории.

– Над созданием этой экспозиции мы работали весь прошлый год, – делится заведующий отделом научно-просветительской работы музея Виктория Чебан. – Основу её составили археологические и этнографические коллекции, собранные за 45 лет существования музея.

С Викторией мы прошлись по одному из залов музея, отведённому для экспозиции.

Часть экспонатов передали в музей на хранение представители общественных и культурных организаций коренных малочисленных народов Севера. Своим опытом при формировании музейной коллекции охотно делились сотрудники Варьёганского этнографического парка-музея. Так появилась возможность рассказать о коренных народах Севера, живущих в районе.

Это две большие группы народа ханты, одна из них традиционно селилась по берегам реки Аган, другая – по берегам Ваха. Аганские ханты разводили оленей, вахские – охотники и рыболовы, позже стали заниматься оленеводством. Обе группы ханты говорят на разных диалектах. На севере района также проживают лесные ненцы.

В основу исторической части экспозиции легли находки, сделанные археологами в нашем крае за последние полвека.

С самого начала работы задумались над образом, который стал бы визитной карточкой нынешней экспозиции. В качестве такого символа выступил орнамент в виде лягушки, вырезанный на музыкальном инструменте нарс-юх. Над стилизацией орнамента работал художник-конструктор музея Антон Зуев.

– Образ этот не случайный для культуры народа ханты, поскольку именно лягушка выступает в ней покровительницей жизни, – отмечает Виктория Чебан, – она защищает огонь домашнего очага, она же – символ плодородия и благополучия. В образе лягушки, как считали ханты, воплощалось главное божество Среднего мира – богиня Анки-Пугос. Ей в мифологической картине мира соответствует красный цвет, поэтому он преобладает во всей экспозиции.

Этнографическая часть выставки представляет жизнь человека: в какой обстановке он рождался, какие качества прививали ему родители с раннего детства, готовя к самостоятельности, как покидал этот мир на излёте своих земных лет.

Здесь находятся макеты жилища и кораля – загона для оленей. Вплоть до начала ХХ века коренные народы Севера не строили деревянных домов и предпочитали селиться в чумах. Так удобнее было перемещаться со стадом оленей или выбирать новые места для охоты.

Жизнь народов Севера невозможно представить без промыслового и охотничьего культа медведя, который нашёл отражение в Медвежьем празднике. На коллективном гулянии и пиршестве поклонялись «хозяину леса», убитому на охоте, и одновременно провожали его душу. Обряд длился несколько дней. Шкура медведя лежала на почётном месте, украшенная бусами или лентами, ей подносили дары и угощения. Если на охоте добывали самку медведя, то праздник длился четыре дня, если самца – пять дней. И всё это время продолжались театрализованные представления с песнями, танцами и музыкой.

Шаманизм – особая сторона жизни коренных народов Севера. Общаться с духами, с Верхним и Нижним мирами могли только посвящённые. Непременными атрибутами шаманских обрядов были пение и звуки бубна. Таких людей в районе теперь не осталось, тем интереснее узнать об их особой роли в жизни соплеменников в прежние времена.

Уход из жизни имел свои объяснения в традиционной культуре. Считалось, что души умерших попадали в Нижний мир и там проживали свою жизнь в обратном порядке. Вещи, принадлежавшие умершим, специально ломали или надрывали, так как в ином мире, верили ханты, эти вещи вновь становились целыми и были рядом со своими хозяевами. Потом перелётные птицы уносили души к Небесному отцу в Верхний мир, а после этого возвращались на землю и вселялись в новорожденных.

С приходом русских в Среднее Приобье в шестнадцатом-семнадцатом веках предки нынешних народов Севера узнали о христианстве. К иконам обские угры стали относиться так же, как к идолам: приносили жертвы в виде кусков ткани и украшений. Бог Торум стал ассоциироваться у ханты со святым Николаем. Микола-Торум, согласно их представлениям, ходил по небу на подбитых мехом лыжах и следил за миропорядком, наказывал за нарушение норм поведения. Богиня Анки-Пугос, хозяйка Среднего мира, стала восприниматься как Богородица, она наделялась даром ясновидения.

Нельзя сказать, что в прежние века никто не занимался изучением истории нашего края.

Археологи и историки работают в районе, начиная с середины ХХ века. С 1969 года стали регулярными экспедиции, формируемые в Томском, Уральском и Тюменском университетах. Как итог такой работы – раскопки, проведённые на местах древних поселений. Первые люди жили здесь ещё в каменном веке. Свидетельства тех давних времён – каменные орудия, позднее появляются изделия из болотной руды. На осколках найденной керамики – древние орнаменты, сделанные при помощи зубов хищников и рыб. Исследователи стремятся проследить историю от ранних эпох до времени существования Нижнеобской археологической культуры обских угров, закат которой пришёлся на время Пегой Орды – XVI-XVII века.

Места работы археологических экспедиций нанесены теперь на карту Нижневартовского района, много их отмечено по течению рек Аган и Вах.

– Интересны раскопки, сделанные в районе деревни Большой Ларьяк, – рассказывает Виктория Чебан. – Учёные открыли там несколько культурных слоёв, люди, как оказалось, жили в этих местах на протяжении многих веков.

На новую экспозицию возлагаются особые надежды. Дальнейшую её разработку связывают с грантовой поддержкой. Но в музее не забывают о главном назначении экспозиции: она призвана стать ещё одним пунктом в туристическом маршруте, который должен начаться в городе и продолжиться в поселениях района.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

8