Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

19.02.2019 10:49 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 18 от 19.02.2019 г.

За что Герасим утопил Каштанку?

Автор: Наталья СТЕПАНОВА.

… Когда-то Советский Союз являлся самой читающей страной мира. С годами Россия – правопреемница СССР – стала утрачивать это звание. Радует, что в последние годы эту негативную тенденцию в нашей стране пытаются переломить. Чтобы вернуть звание самой читающей державы, нужно поддерживать интерес к чтению, формировать читательскую культуру, развивать общедоступные библиотеки, делать их современными и востребованными. Мы решили внести свой вклад в это благое дело, и сегодня открываем новую газетную рубрику – «Читающий район». Первый материал рубрики – перед вами.

С годами приходит осознание, что всех книг не прочесть. Ты с горечью понимаешь, что многого не узнал: ни как устроен мир, ни как жили и чувствовали себя люди, например, в 16 веке, почему происходят войны и, в конце концов, зачем учёные твердят о полёте на Марс, если туда не долететь и не возвратиться на Землю?

Вопросов много – ответов нет. Кто-то начинает перечитывать книги, прошедшие через юность, кто-то вникает в тексты Библии, но главное – человек обращается к Книге, идёт за ней в библиотеку. Вот и наш корреспондент уже несколько лет является читателем Излучинской центральной библиотеки. Там он встретился с директором муниципального автономного учреждения «Межпоселенческая библиотека Нижневартовского района» Аллой КНЯЗЬКОВОЙ и пригласил её поддержать актуальную сейчас тему: «Любезный подписчик, что ты читаешь кроме «Новостей Приобья»?

– Давайте начнём наш разговор с вопроса: у нас читающий район?

– Считаю, что читающий. Почему? Да по охвату читателей: у нас 50% населения посещает библиотеки, а их 19 в районе с общим книжным фондом 240 тысяч томов. Нужно сказать, что активными читателями являются люди старшего поколения…

– Многие предпочитают сегодня читать книги в электронном виде, слушать диктора в наушниках – этакий «театр у микрофона». Печатные издания становятся менее популярными?

– Да, информация всегда удобна в электронном варианте, а визуальный ряд гораздо предпочтительнее для молодёжи, но тем не менее книга остаётся в нашей жизни как материальный объект. Если старшее поколение любит запах бумажных страниц, их шелест, то оно и останется с «живой» книгой.

Книга – это разговор наедине, а мобильное устройство, на мой взгляд, доставляет человеку некий дискомфорт. Скажу так: если родителям некогда или неохота читать ребёнку сказки – а любовь к книге прививается именно в семье, – если ребёнок не перелистывал страницы, рассматривая картинки, то он не будет читать, или будет очень трудно привить ему интерес к чтению.

– Классиков чтут, но мало читают. Покажите мне сегодня людей, особенно из тех, кому до сорока, в чей регулярный читательский обиход входили бы, например, Пушкин и Астафьев?

– Пушкина читают, его произведения входят в школьную программу, а вот Астафьева – нет. Но хочу сказать вот о чём: есть любители чтения, фанаты, готовые часами дискутировать по поводу многих вещей, в том числе по поводу быть или не быть книге. Понимаете, книга – как театр: его ведь не заменило телевидение? Книгу тоже ничто не заменит, и пока будут библиотеки, будет и память человечества. Без библиотек, без книг, без многовековой памяти человечество многое потеряет. Электронные носители могут быть подвергнуты уничтожению, а книги, я уверена, не горят.

– Алла Ивановна, давайте продолжим мысль: «Читать нужно, чтобы…»

– Читающие люди всегда будут руководить людьми, которые смотрят телевизор. Читать нужно, чтобы не потерять себя. Понимаете, только книга, только чтение может развивать человека, то нравственное начало, которое заложено в нём. Книга может сохранить и уберечь человека от грязного и ненужного ему в жизни.

– Читатель скажет: «Мне ваши советы на фиг не упали!» Что ему ответите?

– Не хочется повторять известные клише «читать – это модно», «читай, или проиграешь». Я бы сказала, что – да, проиграешь.

– Писатель Андрей Синявский сказал: «Может быть, писателя надо убивать. Уже за одно то, что пока все люди живут как люди, он – пишет». В библиотеках есть отделы краеведения – книги югорских авторов. С кем из них советуете познакомиться в первую очередь?

– С поэтом Владимиром Мазиным. Я его обожаю. Очень жаль, что он уехал из нашего края, но мы в библиотеке провели с ним видеоконференцию. Владимир Алексеевич приезжал на фестиваль «Моё сердце – Нижневартовский район», приходил в библиотеку на встречу с читателями, мы съездили с ним его по сёлам района, который он по-прежнему любит. Он дружит с коллективом нашей библиотеки и даже посвятил ему прекрасные строки. Ценю Мазина как педагога и как очень грамотного человека, который владеет законами стихосложения. Он искренний поэт, его тема – женщина, мать, родной Ларьяк.

– Прочитала такую надпись на заборе: «Дантес – козёл». Только русский человек мог это написать. Скажите, если Пушкин – «наше всё», то почему в библиотеках так много литературы, которую называют чтивом?

– Мне не хочется пускаться в рассуждения по этому поводу, но придётся объясниться. Библиотека сейчас не просвещает. Сегодня школа не учит, а оказывает услуги, здравоохранение не лечит, а тоже оказывает услуги. Вы знаете об этом? И мы оказываем услуги, а если это так, то зависимы от спроса населения. Для этого проводим свои социологические опросы и собираем мнения читателей. Из их ответов и складывается иногда процесс комплектования библиотечного фонда, то есть библиотеки получают «разовое чтиво».

Я не люблю любовные романы, не люблю детективы Устиновой, Марининой, но их «произведений» у нас довольно много, они заняли место на стеллажах библиотек – на потребу неприхотливого читателя. Только не нужно, пожалуйста, об этом писать…

– Почему, если это правда?

– Нет, это моё личное мнение.

– Просто люди уходят от проблем в другую литературу. То же можно говорить о телевидении: там бесконечные детективы и боевики.

– И всё же хочется отметить положительные тенденции. 15% постоянных читателей любят серьёзную литературу, пусть не всегда классику. А что такое классика? Достоевский и Тургенев – классики для нас, а в своё время ими не считались, так что, может быть, хорошие книги, которые сейчас появляются, тоже станут классикой. Мне всегда нравился Маркес – «Сто лет одиночества», это серьёзная книга, её стали читать. Люди любят хорошую фантастику: нарасхват идёт «Вино из одуванчиков», Стругацкие. Это интересная литература, с хорошим слогом, добрыми мыслями. Ведь нужно учить людей фантазировать, потому что без фантазии не разовьётся инженерная мысль.

– А любят ли читатели серию ЖЗЛ?

– Знаете, она не для всех, считаю её элитарной, потому что люди, интересующиеся жизнью замечательных людей, пытаются через биографию необыкновенного человека чему-то научиться и прийти к антологии поэта или писателя. Творчество таких людей можно понять через биографию…

– А поэзией интересуются?

– Да, даже старшее поколение, особенно когда услышат красивую песню на хороший текст, например, Цветаевой или Тушновой. Женская лирика довольно востребована, но, знаете, иногда и Майков идёт, есть любители Пушкина и Лермонтова. Кто любит читать, тот любит и перечитывать, возвращаться к стихам и книгам, потому что, прочитав книгу заново, открываешь много нового. Прекрасно помню, как прочла «Анну Каренину» в шестом классе, что было рановато, потом лет в двенадцать, а затем уже в тридцать шесть лет. Конечно, это совершенно другое прочтение – открывались другие мысли. Самый лучший «кинотеатр» у человека – в голове. Когда читаешь, ты видишь образы.

Иногда после книги не могу смотреть фильмы, снятые по мотивам произведения. Чтение – это полёт фантазии, развитие воображения. Говорю о книгах так: там есть всё! Открываете классику – и не нужно придумывать выход из сложной ситуации, потому что всё давно описано. Те, кто умеют читать, не совершают ошибок или выходят из них достойно. Такие люди живут в мире с собой.

– По телевизору часто показывают грустные сцены – опрос подростков по школьной программе. Им задают дурацкие вопросы, например, почему Герасим утопил Каштанку или зачем Татьяна заколебала Онегина. Что, читаем через строчку-две?

– Да, поверхностно, поскольку нет качества чтения, то есть понимания текста, понимания события. Или ученики читают сокращённый вариант произведения. Это искусственное чтение. Заметила: те, кто читают с планшета, не перечитывают страницу. Никого не интересует стиль и слог писателя, но, с другой стороны, думаю: пусть хотя бы так читают…

– Наверное, в вузе вам давали советы о том, как приохотить к чтению человека, знакомого с азбукой.

– Приучить человека к чтению трудно. В институте у нас был факультатив «Руководство чтением». Сейчас от этого отошли – читай, что хочешь, библиотекарь не должен ничего рекомендовать. Но, к счастью, сегодня заговорили о руководстве чтением, о том, что библиотекарь несёт ответственность за выдачу книги без возрастной маркировки подростку: не нанесёт ли она вред его неподготовленной психике, готов ли он к восприятию произведения?

Настраиваю библиотекарей на руководство чтением, на рекомендацию книги. Когда библиотекарь сам много читает, он интересен читателю, который верит советам. Вот и Президент России Владимир Путин обратил внимание на библиотеки и сказал, что нужно воспитывать людей через книги. Таким образом, если раньше стоял вопрос о судьбе библиотек в стране, то сейчас уже понятно, что библиотекам – быть, что никто не снимал с них просветительскую функцию.

– Алла Ивановна, есть ли главная книга среди миллионов других, которую должны прочесть все люди?

– Хороший вопрос. Не буду оригинальной, так что скажу – «Война и мир» Льва Толстого, потому что сегодня много горячих голов, которые не понимают, что такое кровь, горе, война и потери. Поэтому нужно читать роман великого миротворца, который пропустил войну через себя. этот роман – нравственный эпос…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

65