Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

06.04.2019 09:26 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 37 от 06.04.2019 г.

Это время называется весна

Автор: Наталья СТЕПАНОВА.

26 марта Президент РФ Владимир Путин вручил премии в области литературы и искусства, в том числе за произведения для детей и юношества.

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»

Узнали, конечно? Это «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, начало 19-й главы. Не знаю, что сегодня читает на трудовой вахте в СДК Ирина Шурховецкая. С тех пор, как она познала азбуку, она полюбила рассказы и стихи, осилила «Войну и мир», с детства ходит в местную библиотеку к своей наставнице и большому книголюбу Ирине Семененко, которая всегда расспрашивала ребятишек о содержании книг.

Мы встретились с Ириной Шурховецкой во время её дежурства. У монитора лежала книга Сергея Абрамова «Медленный скорый поезд». Не классика, конечно, но роман Булгакова, как окно в мир, ждёт Ирину на втором этаже ДК, где на стеллажах соседствуют тома ушедших и здравствующих авторов.

– Сейчас с пелёнок приучают к Интернету, – говорит наша собеседница. – Раньше его не было, поэтому нас притягивали к себе книги. Молодёжь получает информацию в компьютере, но это не знания, а справка на запрос. Считаю, что книга будет вечной, она не исчезнет из жизни человека.

Матери четверых детей виднее даже из Зайцевой Речки, где она родилась и выросла, где её учили хорошие учителя и книги.

Почему я упомянула роман Булгакова? Знаете, с возрастом наступает час, когда хочется перечитывать книги, которые принесли открытия, радость общения с автором и его персонажами. Такую вспышку дал фильм Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» – лучшая экранизация дьяволиады, человеческих отношений и, конечно, любви.

В фильме – история судеб и времени, где может выжить только любовь. К счастью, это не современная интерпретация булгаковского шедевра. Бортко снял ленту, достойную романа, в котором философствуют и страдают, но в неё он не забыл внести ту лунную дорожку, по которой можно пойти за надеждой в такое же светлое будущее. И какую компанию выбрал себе режиссёр: Кирилла Лаврова, Олега Басилашвили, Александра Абдулова, нашего земляка Александра Баширова, Сергея Безрукова. Этот фильм и возвратил меня к юности, когда все читали роман и бормотали: «Булгаков, Булгаков…»

Д а, бывают дни, приходит вдруг удивительное время встречи с книгой, поразившей когда-то воображение. Ты открываешь её и думаешь, что с годами, ей-ей, становишься умнее. Так вновь открылся «Евгений Онегин», лёгкий пушкинский стих, его повествование о человеческой натуре. И прозы не нужно – всё сказано в строфах, чёткой рифме и разошедшихся по свету цитатах.

В Центральной районной библиотеке не удивились, когда я спросила «Евгения Онегина». Там ничему не удивляются, потому что люди часто берут тома советских авторов о войне и исторические романы. Когда-то очень популярные произведения стали киноклассикой. Так книги возвращают нас в ушедшее время, которое на расстоянии кажется прекрасным, потому что тогда мы были молодыми. Наверное, нужно чаще читать исторические романы, чтобы переживать о судьбе России, а не о собственной судьбе…

И снова о книге. Как-то я уже писала о «Подстрочнике» – фильме Олега Дортмана, который снял документальный рассказ об истории ХХ века глазами Лилианны Лунгиной, переводчицы всем известных книг о Карлсоне и Пеппи. Она была женой известного сценариста Семёна Лунгина, автора фильмов «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», «Агония», «Внимание, черепаха!» и других. Это была удивительная семья, воспитавшая не менее известного режиссёра Павла Лунгина.

Его «Остров» знают, пожалуй, все. Дважды обладатель призов Каннского кинофестиваля, народный артист России Лунгин «проснулся», как сказал, в сорок лет и стал снимать «Такси блюз» – на волне свободы 1990-х годов. Эта лента о его поколении, которому так и не удалось войти в перестройку. У него снимались Пётр Мамонов, Сергей Гармаш, Дмитрий Дюжев, Владимир Машков, Виктор Сухоруков, Олег Янковский, Дарья Мороз! Все помнят «Остров», а ведь есть ещё «Свадьба», «Дирижёр», «Дело о мёртвых душах», «Царь», «Братство». Кстати, «Братство» выйдет на экран 9 мая. Фильм посвящён истории вывода советских войск из Афганистана. Он основан на реальной истории, сценарий к нему написал сам Лунгин. Как сказал Павел Семёнович, «тяжело было выходить из Афганистана, особенно умирать».

Как вы знаете, нынешний год в стране проходит под знаком театра. Это событие регулярно отмечает канал «ТТ» («Телетеатр»). С ним всё понятно, а вот ТК «Культура» посвятил четыре вечера любимому россиянами актёру Александру Калягину.

Я встречалась с народным артистом в Ханты-Мансийске на фестивале «Чайка». Тогда не знала, что он большой шутник, не любит диктофонов, что слаще пирожных в тот момент для него ничего и быть не могло. Словом, беседа не состоялась, а вот встреча на экране стала открытием. Это был монолог актёра в четырёх частях.

Он рассказал о строительстве своего театра «Et Cetera» как о бесконечности жизни и фантазии. Представьте, в зрительном зале разнокалиберные кресла из разных эпох. Он их сам придумал, как и ложи, лавки на балконах, по примеру Театра Шекспира. Сам театр на Арбате представляет собой прекрасную внутреннюю и внешнюю архитектуру. Словом, воплощение мечты режиссёра, этакая разноголосица и разноживопись.

Калягин – актёр-создатель. Все помнят фильм «Здравствуйте, я ваша тётя!». Он смирился с образом тётки, поскольку этого хотят зрители, но сам актёр любит роль Василия Жуковского в фильме «Последняя дорога» о Пушкине.

Калягин больше двадцати лет возглавляет Союз театральных деятелей. На этот пост его благословил Михаил Ульянов, с тех пор актёр и руководитель театра несёт этот крест, от которого, извините за каламбур, не собирается открещиваться.

Понятно, что к Году театра в России имеет отношение каждый выходящий на подмостки, но Калягин достоин внимания коллег и зрителей. Мы увидели его в Риме, в квартире-музее любимого им Гоголя, где тот писал свои «Мёртвые души». Актёр стоял у открытого окна комнаты и смотрел в тёмное римское небо. Смотрел и не верил своим глазам: он – здесь?! В римском же театре Калягин с труппой сыграл спектакли о Чичикове и Хлестакове – в 70 лет, но новый взгляд на время, здесь под аплодисменты зрителей ему вручили Гоголевскую медаль. Медаль медалью, но важно, что в Риме чтут нашего писателя, что создан музей, что есть камин, в котором…

Много удивительного в мире искусств. Я вновь зову вас в «Культуру». Этот телеканал рассказывает не только о шедеврах живописи и оперы, он же знакомит с именами молодых исполнителей. К своему стыду, думала, что не бывает арфистов. В оркестре видела за 47-струнным инструментом только женщин, на слуху было имя замечательного музыканта Веры Дуловой. И вдруг – Александр Болдачёв, который играет на классическом и электронном инструменте, а также на гуслях. Его арфа играет всё – от Баха до рока, он объехал весь мир, а я сделала открытие этого имени на концерте исполнителя романсов Олега Погудина. Вот тебе и «Культура»!

На этом же телеканале каждый воскресный вечер проходит «Романтика романса», где звучат не только классические произведения, но и любимые народом песни советских композиторов. Такой вечер нынче был посвящён Борису Мокроусову, чьи песни знают люди старшего поколения: «Заветный камень», «Одинокая гармонь», «Когда весна придёт, не знаю», «Костры горят далёкие», «Осенние листья» и другие. Ведущие программы рассказывали истории о добрых делах композитора, например, как он спас тонущего в реке, как, став лауреатом Сталинской премии, накрыл стол на улице и угощал всю округу. Играли задушевные песни, подпевали зрители, звучали аплодисменты. Вот так возвращаются к нам имена и мелодии, возвращается память о стране, в которой мы жили.

Говорят, что самая длинная очередь состоит из желающих быть услышанными. Телеканал «Культура» слушает всех, особенно тех, кто обладает музыкальным слухом. Так мы получаем знания, так умнеем, в конце концов, в своей глубинке, присутствуем на спектаклях, в концертных залах. Мы слушаем, слышим и понимаем, что не отстаём от времени. Итак, вперёд!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

4