Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

20.10.2020 15:05 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 116 от 20.10.2020 г.

Когда закончились слова, осталась музыка

Автор: Наталья СТЕПАНОВА.

Первого сентября Новоаганская ДШИ открыла двери для 74 первоклассников. Возможно, им придётся учиться в необычных условиях пандемии коронавируса, но директор детской школы искусств Ольга ПАНИНА надеется, что новый учебный год в школе пройдёт с живой музыкой.

– Да, мы открылись первого сентября и работаем в штатном режиме с соблюдением всех рекомендаций Роспотребнадзора. Наши дети рады, что вернулись к музыке, живописи и танцу и получают на уроках огромный заряд позитива. Мы настрадались за время вынужденного удаления друг от друга, поэтому сейчас счастливы и работаем с большим удовольствием. И ещё: школа вышла на прежние показатели, то есть сумела привлечь в свои классы 304 ученика. В первый класс мы приняли 74 ребёнка. Таким образом, ДШИ сохранила число учащихся. Получается, что в Новоаганске каждый второй ребёнок учится у нас. Здесь хочу сказать о персонифицированном финансировании дополнительного образования. Это значит, что на каждого ребёнка даётся сертификат дополнительного образования.

– Вы говорите о подготовишках?

– Да.

– Тогда в чём резон, если они учились у вас?

– Их было меньше, а благодаря этой системе у нас тридцать ребятишек занимаются в детских садах. Например, по программе «Весёлый каблучок» с малышами работает выпускница нашей школы Оксана Куземская. Программа оказалась вполне востребованной, поэтому мы решили набрать десять детей в Варьёгане в класс «Я – художник».

– Ольга Михайловна, в чём суть сертификата? Это же не материнский капитал.

– Он идёт на обеспечение реализации программ дополнительного образования детей. Когда его задумывали, то имели в виду доступность внешкольного обучения. Правда, речь идёт не о нашем округе – у нас в Югре всё доступно, дети могут выбирать кружки и секции. Эта система реализуется не только в нашем регионе, а по всей стране. Известно, что некоторые дети занимаются в нескольких секциях. Например, Вася Иванов посещает секции плавания, баскетбола и ещё занимается дополнительно английским языком. А вот Ваня Петров вообще никуда не ходит. Получается, что один везде учится за другого, вот в чём дело. Теперь же, получив сертификат, родители скажут своему Ване: «Иди-ка, займись хотя бы плаванием, а то деньги пропадают!» Предполагается, что сертификат действует только для детской группы, а не для отдельного ребёнка, то есть мы у себя в школе не можем обеспечить обучение ученика игре на скрипке. Если говорить о программе шире, то предполагается конкуренция, но в Новоаганске, в отличие, например, от Сургута, её нет. Главное состоит в том, что наша ДШИ самая старая в районе, к нам приходят уже внуки первых учеников. Мы здесь единственные и неповторимые – с хорошей, надеюсь, репутацией. Меня только расстраивает старение наших педагогов, но это проблема не только района и региона, но и всей страны: мы попали в какую-то демографическую яму. Было время, когда некоторые профессии становились непрестижными, в том числе преподавателей музыкальных школ. Конечно, у нас работают педагоги-пенсионеры, и я очень благодарна им за то, что они идут в ногу со временем и могут увлечь детей. Если у нас зашёл разговор о педагогах, то хочу сказать, что слово «новация» считаю в какой-то степени ругательным. Понимаете, это негатив в нашем деле! Дай бог нам сберечь то, чему учили в своё время пианисты и замечательные скрипачи. Я имею в виду даже не старую советскую школу, а имперскую – школу Рахманинова, Рубинштейна. Мой любимый учебник гармонии – учебник Петра Ильича Чайковского. Он был профессором Московской консерватории, автором учебников. Поэтому наш педагог Галина Смирнова учит своих воспитанников по методике, которую усвоила от ведущих педагогов советской скрипичной школы – из руки в руку, глаза в глаза. Это всё идёт издалека, это не смогут передать никакие новации. В нашей школе работают педагоги, которые окончили достойные учебные заведения, где работала профессура.

– Ольга Михайловна, у вас на стенде в холле много дипломов. Чем вы здесь занимались?

– Мы успели заработать их до пандемии. Эти дипломы за участие нашего коллектива в районном конкурсе-фестивале «Салют Победы». Мы сумели показать подготовленные к юбилею Победы концертные номера – песни, танцы и работу инструменталистов. В том концерте выступили фортепианное трио и трио домристов, хор и вокальные группы. Очень ярким, на мой взгляд, было выступление детского хореографического коллектива «Ровесник» под руководством Оксаны Лещёвой. Он показал композицию «Восставшие из пепла» под музыку из фильма «Список Шиндлера». К сожалению, её поняли не все, но этот номер не праздничный, его нельзя смотреть без слёз. Понимаете, дети знали, о чём этот танец – вот что главное. Эта композиция вызвала споры даже в нашей школе: нужно ли волновать детские души? Дескать, это очень тяжёлая тема. А когда и чем можно волновать души? Думаю, что такие композиции нужно показывать, иначе мы получим поколение, для которого война станет войнушкой. Мы в своё время играли именно в войну, а теперь дети играют в войнушку. Это что, виртуальная реальность, где тебе не больно? Что, смерти нет, ребята? Сейчас по границам России бушуют горячие точки, они кровоточат, гибнут реальные люди. Нельзя жить в скорлупе!

– Сейчас кое-где закрываются школы из-за коронавируса. Мне кажется, что наши сельские школы продолжат работу.

– Да, спасибо за это! Я благодарна нашему учредителю – администрации района, управлению культуры за методические рекомендации. Я первая выступаю за соблюдение всех санитарных норм в школе, иначе мы вновь лишимся такого чуда, как работа. Дистанционка никого не радует.

– Я снова о дипломах.

– Да, там есть и мой диплом. За что? Я могу ещё писать музыку. В ДК «Геолог» работает очень творческий человек и художественный руководитель Татьяна Сухова. Она пишет стихи. Если меня заденет её текст, я могу написать к нему музыку. У нас с Татьяной своё личное отношение к Великой Отечественной войне, поэтому есть о чём писать. Так родилась песня «Не померкнет слава». К счастью, живы дети войны, живы в памяти рассказы ветеранов. Я поняла, что обязана написать музыку на стихи Татьяны. Стихи читают реже, тем более со сцены, а песни слушают всегда. Спасибо, что наш труд был оценен жюри дипломом первой степени. Есть ещё диплом за выступление с инструментальным ансамблем. Я долго думала, какую песню выбрать, не очень известную, и нашла такую на стихи Инны Гофф. Музыку к ней написал Ян Френкель. Песня о вдовах: «В парке у Мамаева кургана посадила яблоню вдова». Это реквием павшим солдатам. Я училась в Волгограде и знаю, о чём эта песня, в ней моё отношение к памяти защитников города.

– Как зрители принимают выступления преподавателей и учащихся школы искусств?

– Великолепно принимают, но смотря с чем. Понимаете, мы не можем петь песни с переплясом, что легко принимается публикой. Мы выступаем со скрипками! Понятно, что все пришедшие в зал Дворца культуры хотят отдохнуть, а наша музыка часто не вписывается в формат концерта, тем более развлекательного. Есть много композиций, созданных в расчёте на воспитание зрителей. Но вы для чего ходите в театр, например, на «Гамлета»? Да, там много смертей, но такова была жизнь, люди смотрели эту трагедию и очищались. Слово «катарсис» не мы придумали, но понимаем, что жизнь наполнена и страданиями. Далеко не все это понимают и планируют свой досуг только как развлечение.

– Ольга Михайловна, какие у школы планы на этот год, кроме учиться и учиться?

– Надвигаются осенние каникулы, дети будут дома. Чтобы чем-то развлечь, мы предлагаем их вниманию познавательные программы. Одна из таких передач называется «Наведи порядок в своей душе». Мы специально покажем, что означает беспорядок и откуда он идёт. Да, нужно навести порядок в своей голове и в вещах.

– Но у вас же музыкальная школа, а не «Гринпис»!

– В августе мы развлекали детей музыкальными инструментами. Они ведь звучат повсюду, жизнь состоит из звуков. Эта программа набрала много просмотров. Вот вы сказали учиться и учиться, а ведь это самое главное. К сожалению, люди стали воспринимать ДШИ как досуговый центр. Да, мероприятия воспитывают и образовывают детей, но они могут проходить в других организациях, а у нас есть понятие «академический концерт». Мы в школе должны рассказывать ученикам о том, как нужно беречь народную музыку и народные инструменты. Сидеть у компьютера хорошо, а вот взять в руки домру и извлечь из неё звуки – это труд. У нас есть ансамбль народных инструментов, где дети осваивают игру на других инструментах. Мы многое делаем и для сохранения классической музыки, и всё благодаря нашим преподавателям. Это к ним бегут дети в школу, чтобы трудиться и радоваться результатам своего труда. ДШИ – это самое лучшее, что мы можем им дать.

Что ещё сказать? В словах «учиться и учиться» заложен гениальный смысл. Действительно, век живи – век учись!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

5