Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

27.10.2020 14:07 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 119 от 27.10.2020 г.

Покой нам только снится

Автор: Александр СТРАБЫКИН.

Сегодня мы расскажем об очередном путешествии Валерия Нестерова, состоявшемся в сентябре текущего года. Маршрут экспедиции «Дорога в сибирское прошлое» пролегал от Излучинска, где живёт наш собеседник, до поселений староверов, расположенных на севере Красноярского края –в верховьях реки Сым.

Вместо предисловия

Валерий Нестеров в особом представлении не нуждается. В нашей газете мы неоднократно рассказывали о его путешествиях по суше и воде, всегда начинавшихся в Излучинске. Так, на лодке он несколько раз проходил по Ваху на реки Сым, Енисей, Ангару и озеро Байкал. Побывал он и на священном озере ханты Нумто, и на Шпицбергене, и на Земле Франца-Иосифа.

Валерий Викторович – член Русского географического общества (РГО), председатель его Нижневартовского отделения. Кроме того, он возглавляет Ханты-Мансийское региональное отделение «Союз радиолюбителей России».

– Валерий Викторович, расскажите о начале вашего путешествия.

– Из Излучинска мы стартовали 10 сентября 2020 года на автомобиле «Тойота Прадо» с прицепом, на котором размещалась моторная лодка «Обь». Вернулись обратно 28 сентября, пройдя 8 000 километров.

Сразу скажу, что время начала нашего путешествия было не совсем удачным, так как у староверов, к которым мы отправлялись, начинался период сбора лесных даров, и большинство людей в это время находились в тайге, чтобы на зиму сделать запасы грибов, брусники, дров.

Главная причина нашего позднего выезда – ограничительные меры, введённые в связи с распространением коронавируса.

В сложившихся условиях вынуждены были отправиться по маршруту вдвоём, с женой Ольгой, выполнявшей обязанности фото- и видеооператора. В экспедицию мы пошли с согласия и под эгидой Регионального отделения Русского географического общества в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Его руководство выдало нам соответствующее задание.

– Какие цели и задачи ставились перед вами?

– Они были объединены в два направления – историко-познавательное и практическое. В историко-познавательном предусматривалось продолжение знакомства с образом жизни старообрядцев, проживающих в бассейне реки Сым, на границе Красноярского края и Югры, изучение их фольклора, старинных обычаев, обрядов и их фото- и видеофиксация.

Также нам поручалась проверка народного предания о том, что в данном районе в 1919 году проходил маршрут белогвардейского обоза, перевозившего драгоценности Дома Романовых. При благоприятных климатических условиях мы могли бы обследовать территории, на которых во время нашего предыдущего путешествия в 2011 году были обнаружены впадины, предположительно образовавшиеся в начале XX века от падения осколков Тунгусского метеорита.

Мы решали и чисто практическую задачу – тестирование коротковолнового канала обмена данными через Комплексную систему связи (КСС), создающуюся в России, аналогов которой нет в мире. Она позволяет устанавливать радиосвязь в таких отдалённых местах, где нет ни сотовой, ни других видов связи.

– Давайте вернёмся к началу экспедиции, к её исходной точке, и отправимся в путь…

– На первом, сухопутном этапе маршрута мы должны были пройти от Излучинска через Тобольск, Омск, Новосибирск, Красноярск до Енисейска. На четвёртый день пути, 14 сентября в 6 часов вечера, были в Енисейске. Отсюда начинался наш 300-километровый водный путь до деревни Ярцево, где необходимо было взять бензин и отправиться на реку Сым.

Несмотря на уговоры наших енисейских знакомых остаться ночевать у них, тем же вечером мы перешли на другой берег Енисея. Поставили палатку, открыли шампанское и отпраздновали с женой 35-летний юбилей совместной жизни, который совпал с началом водного похода. Наутро отправились в путь, и за день прошли 300 километров до Ярцево. Здесь заправились бензином, переночевали на берегу Енисея и 16 сентября пошли к устью Сыма, до которого оставалось всего 8 километров.

В этом году река Сым и её притоки значительно обмелели, поэтому, чтобы беспроблемно войти в неё и пойти дальше, мы пристроились за катером с баржей, которые возвращались из Енисейска, загруженные необходимыми на зиму продуктами и товарами. Кстати, в связи с низким уровнем воды в этот раз мы не смогли пройти к местам возможного падения осколков Тунгусского метеорита и той местности, где, по предположениям, мог идти обоз с царскими драгоценностями Дома Романовых.

– Валерий Викторович, в каких поселениях на Сыме вы побывали в этот раз?

– Были в деревне Сым, там живут представители одного из самых малочисленных коренных народов Севера – тунгусы. Их в деревне всего 8 человек, но пообщаться с ними не удалось – они находились в лесу на сборе дикоросов.

В деревне Староверовской – четыре жилых дома. Самый авторитетный житель деревни Василий Килин помимо занятий домашним хозяйством работает на катере, в сезон навигации проводит баржи по Енисею.

Побывали мы и в дальних деревнях Лебедево и на заимке Килина, которая даже занесена на карту. Жители здесь установили ветряк и солнечные батареи, таким образом появилось электричество. В некоторых поселениях староверов электричества нет вообще, в других используют бензиновые электрогенераторы, от них заряжают аккумуляторы, используют импортную технику. Но в большинстве своём старообрядцы живут по заветам и обычаям предков и сохраняют самобытность.

– Вы сказали, что образ жизни староверов коренным образом отличается от нашей жизни. В чём это проявляется?

– Прежде всего, в том, что им нужно очень много и постоянно трудиться, причём всем. В течение недели они отдыхают только после обеда в субботу, воскресенье же – праздничный день. Такой напряжённый ритм работы необходим, чтобы вести натуральное хозяйство: что вырастил в огороде, получил от домашних животных, добыл в лесу и на реке, то и съел или обменял на промышленные товары или на то, что не могут сделать сами.

Особенно поразили меня дети старообрядцев. Они не бездельничают и постоянно помогают взрослым, мальчики пасут домашних животных, обрабатывают рыбу, девочки доят коров, убирают в доме, нянчатся с меньшими братьями и сёстрами.

На мой вопрос: «Учатся ли их дети и где»? – взрослые ответили: «Нам нужно только, чтобы они могли немного читать и считать». У хозяев дома, в котором мы останавливались, на подворье сохранился родительский дом, который они называют «наша школа», в ней в свободное от работы время ребятишки и занимаются под руководством одного из грамотных взрослых.

Жители строго следуют канонам старой веры. Богослужение, на котором мне разрешили присутствовать, продолжалось с 4 часов утра и почти до обеда, до 10 часов. Самый авторитетный человек читал молитвы. Мужчины и женщины на богослужении были в длинных рубахах с поясами, на которых написаны молитвы, женщины обязательно в платках. На стенах помещения были развешаны старинные иконы, молились присутствующие двоеперстием.

Поражает и то, что дома в деревнях и на заимке не запирались, ни замков, ни цепей не было и на лодках, которые находились на берегу реки.

– А государство, органы власти каким-то образом присутствуют в их жизни?

– У староверов, живущих на реке Сым, нет паспортов, по канонам веры им запрещено иметь такие документы. Естественно, они не служат в армии и не выполняют каких-то обязательств, обычных для нас с вами. Не получают они пособий на детей и пенсий.

Конечно, в тех местах используется санавиация, в экстренных случаях заболевших жителей могут вывезти на лечение в Енисейск или краевой центр. К сожалению, негативные явления общественной жизни проникают и в эти труднодоступные места. Так, несколько жителей этих поселений переболели пневмонией и коронавирусом, говорят, что инфекцию им завёз местный житель, ездивший в Енисейск.

– А места там всё-таки диковинные...

– Не то слово, места просто благодатные. Столько грибов, ягод, рыбы и дичи я нигде больше в жизни не видел. Поделюсь такой необычной, увиденной мною картиной: на улице и во дворе одного из домов вместе с курами гуляли глухари и совершенно не боялись детей, игравших с ними. Кстати, местные жители охотятся только на самцов, самок не трогают.

– Валерий Викторович, понимаю, что впечатлений у вас очень много, их хватит не на одну публикацию. Скажите, вы довольны совершённой экспедицией и намерены ли съездить в те места ещё раз?

– В целом, результатами экспедиции доволен. Сделано много, особенно в части испытания комплексной системы связи. Уверен, у неё большое будущее. Конечно, можно было сделать и больше, но на посещение поселений староверов и общение с ними у нас было всего 7 суток.

Если говорить о планах, то хотелось бы будущей весной отправиться на Сым с верховий Ваха. Лебёдку для перетаскивания лодки по суше мы уже испытали. Не будем загадывать, но покой нам только снится...

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

18