Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

04.08.2020 14:14 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 83 от 04.08.2020 г.

Легендарный дед Семён Сигильетов

Автор: Михаил РУДАКОВ.

История сохранила мало сведений о Семёне Карповиче Сигильетове. Он родился в 1913 году в селе Нижневартовском, отец был из остяков, мать – русская. После смерти отца батрачил у кулаков, однако выучился в местной школе. В 1930-х переехал в Ларьяк, занимался охотой и рыболовством. Когда в 1932 году Ларьякский район был включён в состав Остяко-Вогульского национального округа, его избрали председателем районного исполнительного комитета. Семён Карпович был третьим по счёту главой района, хотя ещё в 1931 году, когда освободили от должности первого руководителя, Сидора Сигильетова, некоторое время выполнял его обязанности.

О Семёне Карповиче оставил воспоминания Иван Борщёв, работавший в те годы ответственным секретарём и заместителем председателя райисполкома.

«...Я был ему наставником, – пишет Иван Борщёв, – и он хорошо усваивал советскую работу, был авторитетным человеком среди аборигенов, остяки называли его «наш Сенька».

Сигильетов… выезжал в юртовые поселения, тузсоветы, активно участвовал в подавлении мятежа в 1934 году. В 1935 году под его руководством был обнаружен в Корликовском совете скрывшийся кулак-бандит, помощник князька Шатина, участник мятежа Прасин… Сигильетов многое сделал для коллективизации, организации рыбартелей, выявления кулаков и шаманов… Райком партии ходатайствовал перед окружкомом партии о награждении его орденом «Знак Почёта». Осенью 1937 года Сигильетов в числе других попал под репрессию, как тогда говорили, «ежовщину». Он стал «врагом народа», был арестован, но потом реабилитирован. Работал позднее заведующим Ларьякским агентством «Омскпушнина». Во время войны был призван в армию, погиб на Ленинградском фронте».

В Нижневартовском городском краеведческом музее имени Т.Д. Шуваева хранится подлинник письма, написанного в 1941 году Семёном Карповичем. Писал домой, в Ларьяк, из Омска, где находился вместе с земляками, призванными на фронт.

«Добрый день. Дорогие, шлю вам красноармейский привет. Телеграмму к празднику вашу получил, за которую вас очень благодарю… Со мной служит Прасин Афанасий из Ларьяка. Ну, дорогие, пишите письма, описывайте всё: как учатся дети, как ловят куропаток, что у вас нового. Пока всё, Зоя, ты не грусти, расправимся с гермашкой, будем опять все вместе. Целую вас крепко – пишите.

Командир отд. Сигильетов.

22.XI/41 года».

Своё письмо Семён Карпович направил и в адрес райисполкома: «Я там написал обращение ко всем родственникам по усилению добычи пушнины», – делился он с близкими. Это письмо опубликовали в районной газете «Стахановец». Земляки написали в ответ слова приветствия бойцу С.К. Сигильетову.

…Младший сержант Семён Карпович Сигильетов убит 14 января 1944 года под Великим Новгородом. Ему был всего 31 год. В списке безвозвратных потерь 559 стрелкового полка, в котором служил Семён Сигильетов, указано и место гибели – в трёхстах метрах от деревни Малое Ложитово. В этих местах много братских могил, на местных новгородских сайтах есть даже фотоснимки захоронений, приводятся списки погибших. В списки вносятся уточнения, а это значит, что поисковая работа ведётся. По-хорошему бы выйти с запросом на новгородские архивы, связаться с поисковыми отрядами, мемориальными организациями, даже съездить туда.

– Об этой могиле мы узнали недавно, – рассказала нам Тамара Белязе, внучка Семёна Карповича. – Впервые о ней узнала моя тётя, когда побывала в Сургутском музее. Там неожиданно выяснила, где погиб наш дедушка.

Тамара Михайловна проживает сейчас в Нижневартовске, участвует в деятельности хантыйского национального ансамбля «Тор-най». Однако за те многие годы, что живёт в городе, никогда не теряла связи с родным для неё Ларьяком.

В семейном архиве хранится только несколько снимков, на которых запечатлён Семён Карпович. Вот и самая известная фотография, где он в будёновке.

– Этим снимком я не один раз делилась и с краеведческими музеями, и с местными архивами, – рассказывает Тамара Михайловна. – Он опубликован в книгах.

В семье, по словам Тамары Белязе, мало рассказывали о дедушке. Очевидно, что родители избегали любого упоминания о репрессиях, которым в 30-е годы подвергся Семён Карпович. Говорили, что он был на руководящей работе, погиб на войне...

– Про деда я стала расспрашивать отца сравнительно поздно, став уже взрослым человеком, – продолжает Тамара Михайловна. – И интерес к тому, каким был Семён Карпович, пришёл неожиданно. Я училась на педагога-психолога в Ханты-Мансийске. В столице округа во время сессии зашла в Музей Природы и Человека и увидела экспозицию о фронтовиках-югорчанах.

– В памяти отца и его братьев Семён Карпович остался трудолюбивым человеком, добрым, честным, – рассказывает Тамара Михайловна, – всех он приобщил к охоте и рыболовству. Отец вспоминал, что, когда бывали в лесу и на реке, дедушка учил: берите от природы столько, сколько нужно вам и вашей семье.

Тамара Михайловна помнит Зою Фёдоровну, супругу Семёна Карповича. Бабушка, по словам нашей героини, была простой женщиной, немногословной. В семейном архиве хранится фотография сотрудников районного отделения сберегательной кассы, где бабушка трудилась уборщицей.

– На её долю выпали тяжёлые испытания, – рассказывает Тамара Белязе, – ведь ей одной пришлось поднимать на ноги четверых детей – и в войну, и после войны.

В семье Тамары Михайловны также хранят книгу, написанную в 1977 году о становлении Нижневартовска и изданную в Томске. В ней несколько абзацев посвящено памяти Семёна Карповича: как разгромил он в 30-е годы кулацкий мятеж, как занимался организацией колхозов в Ваховском крае. Копию этих страниц даже сняли для районного архива. Тамаре Михайловне эту книгу отец передал по наследству, оставил ей на память и вырезку из газеты «Ленинское знамя». В рубрике «О чём писала наша газета сорок лет назад» опубликована интересная заметка:

«Отец Миши Сигильетова громит на фронте немецких захватчиков. Уходя на войну, попросил сына, несмотря на малый возраст, не забывать, что идёт трудное время и надо трудиться, по мере возможности помогая хоть в чём-то взрослым. Крепко принимает отцовский наказ тринадцатилетний Миша. По зиме он встал на охотничьи лыжи и уже сдал государству семь горностаев и 124 ондатры».

Миша Сигильетов – это отец Тамары Михайловны.

– Я ведь тоже Сигильетова, нынешняя моя фамилия – от мужа, – замечает Тамара Михайловна.

У Семёна Карповича было четверо детей: Михаил, Леонид, Дина и Борис.

– Нас у отца было пятеро: две дочери и три сына, – перечисляет Тамара Белязе, – у дяди Лёни трое, у дяди Бори пятеро. Дядя Лёня ушёл из жизни позже всех – десять лет назад. Семьёй так и не успела обзавестись тётя Дина, она трагически погибла, учась в Москве.

Отец, по словам Тамары Михайловны, тоже поначалу занимал руководящий пост: был председателем сельского совета в Корликах; переехав вместе с семьёй в Ларьяк, трудился охотоведом. Леонид Семёнович, дядя, был бакенщиком, жил в Большетархово. Борис Семёнович, другой дядя, уехал в Тюмень на родину жены, трудился на железной дороге.

Все внуки и правнуки Семёна Сигильетова общаются между собой, поддерживают отношения. Потомки Семёна Карповича живут в Надыме, Ханты-Мансийске, Тюмени, но большинство их – в Ларьяке.

У всех родных, по словам Тамары Михайловны, есть копия той самой фотографии 30-х годов, на которой запечатлён Семён Сигильетов. Этот фотоснимок теперь несут в День Победы на праздничном шествии «Бессмертного полка». Несут взрослые, несут дети из числа потомков Семёна Карповича. Своим замечательным дедом и прадедом они гордятся.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

123