Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

02.03.2021 14:45 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 21 от 02.03.2021 г.

Когда закончились слова, осталась музыка

Автор: Наталья СТЕПАНОВА.

Обучение в школах искусств района, несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку, продолжается. О том, как работают преподаватели и учатся дети, рассказывает директор Охтеурской ДШИ Анастасия МАТЫГУЛИНА.

– Анастасия Анатольевна, мы встречались с вами в начале учебного года. Я спросила вас: если пандемия коронавируса затянется, как вы будете работать? Вы сказали: «По обстоятельствам…»

– По сути, так оно и вышло. Мы исходим из реальной картины сегодняшнего дня, то есть из эпидемиологической обстановки не только в Югре, но и в самом Охтеурье. Безусловно, мы пересмотрели годовые графики, перевели детей на дистанционное обучение, начали индивидуальные занятия с музыкантами, а 15 февраля у нас возобновились уроки по другим предметам. В школе понимают важность соблюдения санитарных норм безопасности, мы постоянно ведём профилактические беседы об этом с преподавателями, родителями и учениками. Благодаря серьёзному отношению к их выполнению школа довольно стабильно работала в режиме онлайн.

– Скажите, за время самоизоляции изменилось ли отношение учащихся к обучению?

– Конечно, преподаватели видят потухшие глаза детей. Наверное, мы это чувствуем больше, чем учителя средней школы, но время вынужденного уединения, а ещё довольно скудный выбор дополнительных эмоций сказались на настроении детей. Мы вели и ведём дополнительные рубрики онлайн, наша школьная детская филармония тоже старалась дать учащимся интересные сведения из мира большого искусства. Например, мы отметили юбилей Бетховена, проводили выставки и конкурсы. Вот конкурс «Мистер и миссис Витамин». Это традиционный конкурс для детей дошкольного возраста, но он стал совместным творчеством для многих охтеурских семей. Рады, что к нему присоединились ребятишки из Ваховска и Ларьяка.

– Что за «Витамин»?

– Этот ежегодный конкурс мы проводим в рамках программы раннего эстетического развития для детей дошкольного возраста. Он посвящён знакомству с окружающим миром, в том числе с фруктами и овощами, формирует представление о здоровом образе жизни. Конкурс предполагает выбор определённого продукта, изготовление соответствующего ему костюма участника, презентацию с рассказом о пользе фрукта-овоща, приготовление кулинарного блюда с его использованием. Интересно, что родители подошли к конкурсу как видеоблогеры, серьёзно подготовились к выступлению, а зрители – их было больше 400 человек – проявили интерес к нашему весёлому и познавательному мероприятию. Кроме лучших «Витаминов» был учреждён и приз зрительских симпатий, который достался самой юной участнице из Ларьяка Александре Тулиной.

– Онлайн, онлайн… Как вы встретились – наконец-то! – с учениками?

– Пока были индивидуальные занятия на музыкальных инструментах, но мы начинаем подготовку к новым проектам. Впереди ожидается конкурс «Музыкальное созвездие». К сожалению, в этом году мы не смогли провести его «лицом к лицу» с учащимися Ларьякской и Ваховской ДШИ, но в формате онлайн хотим провести конкурс, в том числе в качестве совместного домашнего музицирования, для чего объявлена дополнительная номинация «Сестра и брат». Она уже присутствовала в «Созвездиях», но нынче мы привлечём к конкурсу детей, которые учатся на разных отделениях ДШИ. Например, брат занимается музыкой, а сестра – хореографией. Понятно, что репертуар будет выбран по силам, мы не ждём от музыкантов сложных технических задач и виртуозной игры.

Думаю, что такой конкурс будет интересен не только родителям. Собственно говоря, речь идёт о том, откуда «растут ноги» у российского профессионального музыкального исполнительства. Оно происходит из домашнего музицирования! Пётр Ильич Чайковский не планировал карьеру композитора или музыканта, он учился музыке дома, как и многие другие композиторы, как вся плеяда русской композиторской и исполнительской школы. Их профессиональная деятельность начиналась как домашнее обучение в рамках общего культурного развития ребёнка. Вот и нам хочется, чтобы практика домашнего музицирования получила в Охтеурье своё дальнейшее развитие. Пусть дети играют несложные пьесы, переложения современных песен, главное, чтобы это было им доступно, понятно и интересно. Здесь важно, что не будет соревновательности в дуэте, главное – музыкальность и создание художественного образа произведения. Мы надеемся, что соревновательность перейдёт на другой уровень – умение слышать и слушать друг друга, что очень важно.

– Это будет трансляция из дома?

– Нет, запишем в классах и зрительном зале, но сам конкурс пройдёт онлайн. Мы знаем, что будет оцениваться уровень педагогического профессионализма, поэтому думаем об ответственности за проведение такого конкурса.

– А что выпускники?

– В этом году выпускаются ребята художественного отделения. На музыкальном отделении реализуется также и модульная программа: учащиеся, которые окончили ДШИ, но продолжают обучение в средней школе, имеют возможность закрепить приобретённые в школе искусств навыки и совершенствовать их. В рамках общеразвивающей программы ребята могут учиться от года до трёх лет. Нынче у нас будет один такой выпускник из класса народных инструментов и пианистка. В конце года пройдёт их итоговое концертное выступление. Я говорю ученикам, что мы учимся не для экзамена и не для оценки. Мы учимся, чтобы радовать людей своим исполнительским искусством. Репертуар стараемся выбирать интересный. Так, с учащейся класса фортепиано Анной Шулятьевой готовим исполнение Увертюры Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта» в четыре руки для двух инструментов.

– Всё это интересно, а как быть с хореографией?

– Учащиеся возобновили учебный процесс в форме мелкогрупповых занятий. Проблема дистанционного обучения в том, что домашние условия не позволяют качественно осваивать программу обучения, ребятам нужно время, чтобы набрать «физическую форму», ведь помимо прочего они активно растут. Для преподавателя важнейшей задачей является максимально эффективное использование учебного времени для качественной подготовки творческих номеров, успешного освоения образовательной программы. Разучиваются номера репертуара для участия в конкурсах, в том числе и в «Музыкальном созвездии», в различных составах: от дуэтов до ансамблей, а также в других номинациях, например, вокальной и художественного слова. Возможно, некоторые номера дети подготовят с родителями, а ещё к нему подключатся домашние театры. Это большой проект, а с ним и большая надежда преподавателей школы на то, что конкурс поднимет настроение учащихся – для этого лучшей мотивации, чем концерт и участие в конкурсе, сегодня невозможно придумать. Такие проекты нужны для стремления к новым целям.

– Гоголь сказал, что если музыка умрёт, то что станет с нами? Что стало с нами за это время?

– Я могу сказать о себе. Если случается какая-то вынужденная остановка, то она происходит для чего-то, например, для того, чтобы что-то переосмыслить, научиться ценить. Наше обычное общение – это, оказывается, такая роскошь! Мы ведь не придавали никакого значения встречам друг с другом. За период вынужденных дистанционных уроков я поняла, что наработано много личного методического материала, который необходимо зафиксировать на бумаге для приходящих поколений учащихся. Понятно, что есть труды замечательных педагогов, но в практической работе есть немало вопросов, на которые ищешь ответы и находишь их совершенно неожиданно. Думаю, нужно поделиться своим опытом с молодыми преподавателями, которые придут нам на смену.

– Вы не рано начали писать «мемуары»?

– Нет, я только задумалась над темой, хотя уже есть напечатанные методические работы. Это не мемуары, а своеобразное промежуточное подведение итогов, аккумуляция имеющихся наработок. Может быть, прозвучит нескромно, но методика, которую я разработала для обучения начинающих, активно используется преподавателями нашей школы.

– Что будет с музыкой, если пандемия затянется надолго?

– Она никуда не денется, она звучит в наших сердцах и душах. Я предлагаю всем запасаться музыкальными инструментами для домашнего музицирования. Как любви все возрасты покорны, так и музыке!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

30