Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

27.07.2021 11:08 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 80 от 27.07.2021 г.

Расскажу вам про северный край

Автор: Марина ЗЕЛЕНСКАЯ. Фото автора.

На обновлённой Доске почёта Нижневартовского района в июне 2021 года появилось имя Лидии Плигиной – методиста Этнографического парка-музея села Варьёган. Лидия Васильевна получила награду за личный вклад в культурно-просветительскую деятельность.

– О награждении узнала, когда мою кандидатуру уже утвердили, – вспоминает Лидия Васильевна. – Награды получали во время видеоконференции с подключением из музея. Односельчане поздравляли – приятно, что мою работу заметили и оценили так высоко. Тот день был очень насыщенным, было много онлайн-мероприятий, в которых мы участвовали.

С культурой жизнь Лидии Плигиной тесно связана с детства: её отец был художественным руководителем сельского клуба, и в старших классах школы девушка активно участвовала в самодеятельности. Выступала в ансамбле «Пяшита» (в переводе с ненецкого «Река, без леса текущая»), участвовала с ансамблем в районных и окружных мероприятиях.

– Когда училась в десятом классе, мы с ансамблем отправились в Ханты-Мансийск участвовать в фестивале, поэтому на последнем звонке меня не было, – вспоминает Лидия Васильевна. – За аттестатом мы с отцом приехали позже.

После школы решила связать свою жизнь со сферой культуры и поступила в Салехардское культпросветучилище, которое окончила по специальности «клубный работник» с дополнительной специализацией по хореографии. После учёбы вернулась в родное село, первым местом работы молодого специалиста стал дом культуры, там трудилась до 2000 года. А в музей пришла в 2001-м: здесь появилась вакансия, на которую и пригласила Лидию Васильевну директор музея Агафья Дмитриевна Казамкина.

Первое время новому сотруднику приходилось непросто, всё же новая сфера деятельности. Всему Лидия Васильевна училась у Агафьи Дмитриевны: проводить экскурсии – сначала с малыми группами посетителей, организовывать большие мероприятия, вникать во все тонкости музейного дела. Как раз в то время начинала работу сувенирная лавка, и это направление показалось Лидии Васильевне интересным – рукоделию она с детства училась у мамы, наблюдая за её работой. Дело начали развивать, и сейчас Лидия Плигина работает именно с мастерами, которые изготавливают сувениры, музей оценивает изделия и реализует в сувенирной лавке. Обычно посетители музея покупают всё, что понравилось, но бывают и крупные заказы – например, ещё до пандемии танцевальный коллектив просил пошить костюмы. Изготавливали по заказу традиционные берестяные коробочки.

Как говорит Лидия Васильевна, спрос бывает разный. Пользуются популярностью сувенирные бурочки как оберег для машины – нужно ещё монету в руках подержать, внутрь положить и загадать, чтобы дорого прошла гладко. Есть сувенирные игольницы с изображением лягушки – хранительницы домашнего очага, это оберег для женщин. А ещё, говорят, лягушка помогает выйти замуж, так что спрос на эти изделия тоже есть. На детскую коляску или кроватку покупают «глухарку сна», которая оберегает сон ребёнка.

Как говорит Лидия Плигина, в музее знают отличительные черты каждого мастера – посмотрев на изделие, намётанный глаз сразу определяет руку автора.

– Я всегда своим мастерам говорю: каждая вещь, сделанная вами, на вас походит, – рассказывает Лидия Васильевна. – Они первое время смеялись, потом тоже это заметили.

Весной 2021 года варьёганские мастерицы начали готовиться к традиционному конкурсу мастеров декоративно-прикладного искусства, но в привычном формате его провести не позволили эпидемиологические ограничения. Тем не менее это не помешало рукодельницам – каждая сшила национальное платье. Выкройки у всех были одинаковые, а вот оформление отличалось: кто бисерный узор сделал, кто полоски нашил. Итоговое дефиле провели в выставочном зале парка-музея с соблюдением всех эпидемиологических требований, видеоролик разместили на страницах соцсетей. Мастерицам хотелось поделиться наработками, соревновательный элемент здесь не столь важен. В начале осени приступят к пошиву ныриков к этим платьям. Планируется провести большой конкурс, но это будет возможно лишь в случае снятия ограничений.

Ещё одно направление работы Лидии Плигиной – исследовательская деятельность. В самом начале её работы в музее начали собирать родословные семей.

– Моя девичья фамилия Айваседа, поэтому я искала материалы по своему роду, семь поколений собрала, – рассказывает Лидия Васильевна. – Выяснила, что к местному роду Айваседа власти во время переписи населения приписали ненцев с реки Пур. По одной версии, они сюда приехали после Казымского восстания, по другой – у них там голод был, и наши сами их пригласили. Получается, что псевдоним Юрия Вэллы – это его настоящая фамилия. Например, мой дед Соболь Анетович записан как Айваседа, а настоящая фамилия Тёт. И есть ещё род Пяк, это ненцы с Казыма. По фотографиям заметно сходство людей из родов Айваседа и Пяк.

Большую научно-исследовательскую работу Лидия Плигина провела по итогам сплава на обласах, приуроченного к 90-летию Нижневартовского района. Экспедиция отправилась по старому почтовому маршруту протяжённостью более 185 километров – от села Варьёган до посёлка Аган. В 1996 году этим же путём прошла команда во главе с известным варьёганским писателем, общественным деятелем Юрием Вэллой, который написал по итогам экспедиции книгу «Путём хозяйки тайги». Лидия Васильевна вместе с остальными участниками экспедиции преодолела все сложности, а её исследовательская работа отмечена сертификатом одного из всероссийских конкурсов.

Облас – неотъемлемая часть жизни Лидии Плигиной. Много лет наша героиня участвует в соревнованиях по гребле на обласах в составе команды Варьёгана. К спорту привлекла даже дочерей: старшая Ирина – постоянная участница команды, победитель в личном первенстве соревнований разных категорий, младшая Татьяна несколько лет назад начала спортивный путь, поучаствовав в районном Празднике обласа. В 2017 году Лидия Плигина и Ирина Сухих получили награду как самая спортивная семья аборигенов Нижневартовского района.

Пандемия внесла свои коррективы в повседневную жизнь, и сотрудники музея научились использовать для работы все доступные возможности. Хотя и до этого страницы учреждения в социальных сетях не пустовали, но по мере введения ограничений Лидия Васильевна вместе с коллегами вышла в онлайн. Как говорит наша героиня, работы добавилось – нужно не просто провести мастер-класс, а продумать каждый шаг, отснять и смонтировать видео так, чтобы любой желающий мог повторить действия мастера. Тысячи просмотров подтверждают, что это сотрудникам музея вполне удалось. Сейчас ограничения постепенно снимают, уже разрешены экскурсии для малых групп посетителей, но массовые мероприятия по-прежнему под запретом.

Успевает Лидия Васильевна и насладиться летним отпуском – после поездки в Башкирию поспешила домой, потому что начался сезон морошки. Собираются с подругами по несколько человек, идут по ягоды или на рыбалку. Из морошки наша героиня делает вкуснейшее варенье, которое домочадцы съедают ещё до Нового года. Сама удивляется, но чернику и голубику почему-то не так сильно любят. Рыбачить Лидия Васильевна любит, когда рыба хорошо ловится, иначе, говорит, неинтересно. Пока подруги ловят рыбу, заваривает чай и обустраивает стоянку. В походы за ягодами берёт внучку, которая с удовольствием присоединяется к компании бабушки и даже не всегда за ней успевает.

Лидия Васильевна многодетная мама и богатая бабушка – у сына и старшей дочери по трое детей, а скоро мамой станет и младшая дочь.

– Мы живём рядом, внуки каждый день прибегают, – рассказывает Лидия Васильевна. – Утром, пока обед готовлю, они на чай приходят и крутятся здесь целый день. Будем вместе по ягоды ходить, правила поведения в лесу они знают. На стойбище дочери помогаем. Телевизор редко смотрим даже зимой – вместо этого сели на буран, поехали, дрова для бани заготовили, в избушку съездили, в гости. У многих женщин бураны есть, например, Агафья Дмитриевна сама за рулём ездит. Бывает, едем на буранах на зимнюю рыбалку. Так что даже в маленьком селе можно найти множество разных занятий.

В отпуске наша героиня старается полноценно отдохнуть. А вот на работе уже есть планы – например, продолжать разработку технологических карт на каждое изделие. Впереди подготовка к декаде коренных народов Севера, к Празднику осени, подборка материала для исследовательских работ, продолжение сотрудничества со школой, где учащиеся готовят проекты о национальных изделиях. Лидия Васильевна предпочитает темы декоративно-прикладного искусства: шитьё, бисероплетение или работу с берестой. Как говорит мастерица, занимаясь разными видами рукоделия, она поняла, что береста всё-таки ей ближе, с ней больше нравится работать.

– Скорее бы пандемия закончилась, люди хотят общения и встреч, – говорит Лидия Плигина. – Есть у нас такой обычай: когда первую морошку начинают собирать, нужно обязательно красный платочек завязать. Раньше такой обряд проводили, когда цинга была, завязывали красный платочек и говорили, чтобы стороной болезнь обошла. Вот мы нынче тоже завязывали и загадывали, чтобы коронавирус быстрее ушёл.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

18