Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

03.07.2021 10:39 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 70 от 03.07.2021 г.

Деревенька, ставшая родной

Автор: Михаил РУДАКОВ.

В марте Светлане Викторовне Романовой из деревни Сосниной исполнилось 90 лет. К своему возрасту относится с юмором: кукушка нагадала, что ещё достигнет столетнего рубежа, но и после того немало проживёт на белом свете.

На свои годы она смотрит по-философски. Молодость пролетела, как один миг, но есть о чём вспомнить. Считает, что судьба была к ней благосклонна. Детство и юность пришлись на военное и послевоенное время, которое запомнилось непростой жизнью. Лучшие годы – это учёба в Томском университете. В 40-е, когда поступила туда, там преподавали известные профессора.

Томск – это родной город Светланы Викторовны. В памяти о детских годах остался образ отца: он был военным, в 1938 году его репрессировали. Позже, в хрущёвские времена, реабилитировали, вернули доброе и честное имя. Мама была домохозяйкой, но крутилась по жизни, как могла, трёх дочерей поставила на ноги.

– Жили мы в железнодорожной слободе, считавшейся окраиной города, – рассказывает Светлана Викторовна, – партийная организация сотрудников Томской магистрали прилагала все усилия, чтобы дети учились, получали первые профессиональные навыки в железнодорожных мастерских и ремесленных училищах. Тем, кто трудился на железной дороге, ещё и платили за работу, давали продовольственный паёк.

Когда началась война, Светлана находилась в пионерском лагере под Томском. О том, какой на самом деле была война, делились сверстники из семей эвакуированных. В первые месяцы в город было перевезено несколько больших предприятий, действовавших в западных районах страны. Новых людей подселяли на квартиры к горожанам. Так местные узнавали от очевидцев, как страшно было, когда отступали под натиском агрессора.

Весть о Победе Светлана встретила на улице: спешила на уроки в школу, а одноклассницы, шедшие навстречу, сказали, что уроки отменили. Горожане собирались тогда на торжественный митинг. Люди, даже незнакомые, поздравляли друг друга.

В войну Светлана пришла работать в ботанический сад, действовавший при Томском университете. Когда подросла и окончила школу, то долго не задумывалась, какую стезю выбрать. Поступила на биолого-почвенный факультет. Интересен был не только учебный процесс, но и полевая геоботаническая практика. Благодаря ей побывала в Якутии, Бурят-Монголии и на Алтае.

Одна из сестёр выбрала профессию экономиста, другая училась по специальности «ядерная физика», а потом, после окончания вуза, трудилась на Сибирской атомной электростанции.

В начале 60-х Светлана Викторовна переехала на Север. На её глазах строился Стрежевой. В новом городе нефтяников трудилась сначала завучем, учителем химии и физики. Узнав, что среди педагогов есть специалист по растениеводству, её тотчас же пригласили на работу в городской исполком, поручив заботу об озеленении.

– Непросто было даже подобрать для такого климата и таких почв деревья и кусты, которые бы прижились, – продолжает наша героиня, – ведь посадить надо было те культуры, корни которых растут у самой поверхности почвы. В итоге определились, что высадят в микрорайонах города калину, рябину, таволгу, берёзу.

Выйдя на пенсию, Светлана Романова решила переехать в деревню.

– Муж пережил тогда второй инсульт, и врачи посоветовали сменить городскую обстановку на сельскую, – говорит Светлана Викторовна. – В деревне Соснина мы прожили с ним потом ещё двенадцать лет, природа этих мест благотворно влияла на самочувствие.

Тогда, в 1984 году, это было уже второе знакомство с деревней. Впервые Светлана Викторовна приехала сюда в 1965 году.

– В Сосниной в шестидесятые действовал совхоз-миллионер, – вспоминает женщина, – работали две рыболовные артели, фермы крупного рогатого скота, свиноферма, зверохозяйство. Были клуб, почта и начальная школа. Но потом на уровне правительства решили заняться укрупнением сёл, жители начали из них уезжать. Так постепенно уменьшалось число деревенских.

В 80-х годах, когда приехали в Соснину выбирать дом, здесь проживало уже не так много людей.

– Я любила в то время ходить в лес, к реке, – делится Светлана Романова, – мне казалось, что поселилась в тех местах, о которых, может быть, и мечтала прежде. Настолько они радовали душу.

Теперь уже так бойко ходить, как раньше, она не может, говорит, что и зрение стало подводить. Самое главное, рядом с ней находятся дочери. Они уже сами пенсионеры, одна из них постоянно живёт с мамой. Рано, к сожалению, ушёл из жизни сын, в Стрежевом его до сих пор помнят как хорошего врача-анестезиолога.

Внуки и правнуки не так часто бывают у бабушки в Сосниной, но постоянно звонят, узнают о здоровье, делах.

Главные заботы Светланы Викторовны связаны с небольшим огородом, расположенным возле домика. С удовольствием рассказывает она о каждом растении, высаженном на участке. Особенно гордится цветами, называет привычные нам названия и латинские. С тех пор, как изучала их в университете, прошло без малого семь десятков лет, а память, как оказалось, по-прежнему хранит их научные названия.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

21