Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

13.10.2018 09:35 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 114 от 13.10.2018 г.

Зачем Наташа Ростова стала женой Пьера?

Автор: Наталья СТЕПАНОВА. Фото из личного архива Татьяны Музалёвой.

Татьяна Музалёва

Кому, как не Татьяне Музалёвой, краеведу и преподавателю средней школы, знать свой посёлок! Она родилась в Зайцевой Речке, здесь учит детей не быть беспамятными и любить свой край.

Завуч по воспитательной работе, Татьяна Александровна меньше всего воспитывает на словах. У неё и учеников всегда есть важное дело.

– Татьяна Александровна, пожалуй, начнём со ступенек к знаниям, то есть к порогу школы.

– Это случилось летом, их отремонтировал индивидуальный предприниматель Александр Захаров со своими рабочими. Мы рады, что ремонт сделан качественно, что детям удобно подниматься к школьному крыльцу. Думаю, они продержатся долго – люди делали на совесть.

– Теперь главный вопрос: как начали учебный год?

– В этом году у нас 86 учащихся – чуть меньше, чем в прошлом сентябре. В первый класс мы приняли 8 ребятишек, а одиннадцатый будут оканчивать пять учащихся.

Мы уже 1 сентября включились в работу – начались обычные уроки. С ребятами приступили к операции «Забота»: привели в порядок территорию у памятника землякам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны, школьники участвовали в посадке деревьев в «День древа», в традиционном субботнике вместе с работниками местного лесничества. Второй год они работают на лесной полосе, принадлежащей поселению: ребята освобождают лес от сухостоя. В ноябре начнётся традиционный сбор макулатуры, в котором участвуют все жители Зайцевой Речки – сдают утиль школьникам, а дети соревнуются между классами за звание победителя в этом движении.

– По телевидению идут передачи о том, что пришла пора не только учить, но и воспитывать школьников. Для вас это новость?

– Не знаю, как в городских школах, а в сельских никогда не забывали о воспитании своих учеников. Считаю, что для человека важны не столько знания, сколько стремление быть человеком. Пусть ему не даётся русский язык, но он будет добрым и радушным, нравственно чистым и справедливым. Вот что для меня важно. Думаю, что все сельские школы района никогда не забывали о воспитании своих учащихся.

Многие ребята знают ветеранов войны и труда, помогают своим близким и пенсионерам. В небольшой сельской школе все на виду, и я знаю, что учащиеся приходят на помощь друг другу, что они отзывчивые и добрые. Городские люди говорят: «Идёшь по вашему посёлку – дети здороваются, хотя нас не знают». Сельские дети вообще более добрые, открытые и доверчивые.

– У вас в июне были медалисты?

– Да, Юля Кислицына и Саша Коновалов.

– За что вы даёте медали?

– За хорошие знания и активную общественную позицию. Они были очень активными учениками, а сейчас стали студентами вузов. Знаю, что Саша будет инженером.

– Кроме выпускницы вашей школы, ставшей здесь врачом, кто-нибудь остался работать в посёлке?

– Да, воспитатель детсада Нина Захарова, мои ученицы и коллеги Марина Нурбекова, Ольга Рабина, Олеся Чупина, Надия Куляева, назову Елену Кузнецову, Олесю Садовскую, Викторию Воробьёву. Так что наши учащиеся возвращаются в родной посёлок.

– Как вы думаете, почему сюда вернулись учителя?

– Я тоже выпускница этой школы и тоже сюда вернулась. Почему? Понимаете, есть долг перед школой. Когда здесь училась, у нас не было преподавателей рисования, музыки и даже математики. Конечно, учиться было трудно. Когда окончила педучилище, очень радовалась, что научилась игре на баяне. Это была моя мечта. На переменах играла детям и вела уроки музыки.

– Как вы доросли до завуча?

– После педучилища училась заочно в Тобольском пединституте, успела 16 лет поработать в начальных классах и только затем стала преподавать русский язык и литературу. Была и директором школы, но всего год: думала, что директор тоже работает с детьми, но пришлось заниматься хозяйственной деятельностью. В тот период практически не видела учеников, хотя люблю с ними возиться, видеть их глаза. Даже обидно было: для чего наизусть учила Есенина и Некрасова? Чтобы сидеть в кабинете? Кому тогда нужны мои знания?

– Сколько лет вы «возитесь» с детьми?

– Уже 41 год…

– Не пора ли на отдых?

– Думала об этом, но пока поработаю, ещё кое-что не сделала.

– Чем занимается завуч по воспитательной работе? Он не пионервожатый?

– Нет, у нас для этого есть педагог-организатор. Завуч – генератор идей, он разрабатывает социальные проекты и вместе с детьми добивается их осуществления. Он должен заинтересовать, заинтриговать ребятишек, чтобы они сами бегали за завучем.

– Чем сегодня можно заинтересовать детей?

– Например, мы разработали проект обустройства памятника землякам-героям войны, проект «Начни с себя» по сбору макулатуры и с 2010 года проводим эту акцию дважды в год. Можно сказать и о большом проекте по сбору материалов о тружениках тыла Зайцевой Речки – «Незабытые имена Победы». Есть и операция «Забота» по типу тимуровского движения. Весной мы очистили палисадник у Анны Дмитриевны Чифилёвой, она была довольна. Дети поздравляют ветеранов с государственными праздниками, сами изготавливают открытки на уроках рисования.

– Много односельчан вписано в «Незабытые имена»?

– Не так много, но здешние жители добывали рыбу, солили её и отправляли на фронт. В Сибири не было войны, но люди не знали здесь покоя. Некоторые уже ушли из жизни, но ребята сделали всё, чтобы память о них сохранилась для будущих учащихся и краеведов. Этот проект занял первое место в районном конкурсе и второе в Югре.

В прошлом году разработали новый проект – «Цветы Победы». Так появился цветник у памятника героям-землякам…

– Мы в своё время, правда, уже полвека назад, устраивали в школе осенние балы и тематические вечера.

– У нас тоже недавно прошёл такой бал, а ещё мы отметили День учителя. Конечно же, устроили самоуправление, пост директора принял Никита Абрамов, за порядок в школе и расписание занятий отвечал 11-й класс, старшие ученики вели уроки, я же наблюдала за всем со стороны, а в конце дня мы обсудили успехи и неудачи. Кому-то из учащихся понравилось стоять у доски, кому-то показалось, что работа учителя очень трудная. Второклассникам очень понравилась десятиклассница Анна Рочева, «новая учительница». Я ей сказала: «Готовься стать учительницей начальных классов!»

Нужно сказать, что самоуправление давно стало школьной традицией, ребятам нравится быть по-настоящему самостоятельными хотя бы несколько часов. Есть и другая традиция – общешкольный поход в лес. Там дети бегают, участвуют в конкурсах, с преподавателем ОБЖ разбивают палатки. Я веду кружок краеведения, поэтому в осенний день разбираю с учениками грибы на съедобные и вредные. Иногда ребята варят уху и чай…

– Вы ждёте себе смену?

– Конечно. В школе есть ещё один преподаватель русского языка и литературы – Лариса Владимировна Шмидт. У меня старшие классы…

– Теперь традиционный вопрос: почему вы пошли в учителя?

– Люблю детей, люблю им объяснять то, чего они не знают. Если не поняли с первого раза, думаю, как можно объяснить по-другому. И радуюсь, когда ученик меня понял.

– Нынче у старшеклассников трудная программа по литературе?

– Да, Достоевский, Толстой, Чернышевский, Солженицын. Заранее готовлю учащихся к встрече с романом «Война и мир»: говорю им о Наташе Ростовой, дворянском воспитании, первом бале. Мы всегда смотрим фильм Сергея Бондарчука «Война и мир»…

– Литература должна быть главным предметом в школе. Или я ошибаюсь?

– Думаю, вы правы. Литература многому учит, даже красивой речи. Она же учит думать. Некоторые ученики не согласны с Наташей Ростовой: зачем вышла замуж за старого Пьера? И ведь отстаивают свою точку зрения!

– А вы сколько лет живёте в Зайцевой Речке?

– Я здесь родилась, мой папа сюда был сослан, мама поехала за ним, проклиная Север. Она мечтала о мочёных яблоках и арбузах. Потом привыкла. Я местный житель, краевед и учитель…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

5