Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

25.10.2016 09:10 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 119 от 25.10.2016 г.

С людьми жить можно!

Автор: Наталья СТЕПАНОВА. Фото из архива Ваховской ОСШ.

Что такое люди и как ребёнку вписаться в современный мир и усвоить правила жизни?

На эти и другие вопросы нашего корреспондента отвечает преподаватель истории и обществознания Ваховской средней школы Галина НИГМАТУЛИНА.

– У нас в школе преподавали обществоведение. Что такое обществознание?

– Это комплексный предмет,  который включает в себя основы разных обществоведческих наук, в частности экономику, право, социологию и политологию. В 6-7 классах ученики «вступают» в обществознание: что я должен знать об обществе, в котором живу, как я должен адаптироваться к этому обществу, что такое человек…

– Что такое человек?

– Существо биосоциальное. От природы ему даны органы, внешний вид, а вот личностью он становится только в обществе. Человека нельзя изолировать от людей, другой вопрос – как с ними жить.

– Вы думаете, что человек становится человеком в обществе?

– Да, через социализацию. Это следующий термин…

– Скажем проще: жить в обществе и быть свободным от него просто невозможно?

– Эта фраза звучит у нас в одном из курсов.

– Я считаю, что человек сам себя делает человеком. Общество – оно разное.

– Это понятно, но всё же вне общества мы жить не можем. Ребёнок появляется на свет как чистый лист бумаги. Он родился, а люди вокруг него уже есть, со своими нормами и правилами. И ребёнок должен их учитывать. Если бы не было людей вокруг него, то как бы он их постиг?

– Галина Владимировна, это правда, что «человек – это звучит гордо»?

– Да, звучит очень гордо, потому что это он не просто представитель вида, а личность, причём творческая и развивающаяся. Слово «человек» тогда звучит гордо, когда он прославит себя добрыми делами. Я говорю ученикам: «У вас должна быть практика добрых мыслей и дел, только тогда вы будете полезны обществу и станете кузнецами своей судьбы».

– Вы говорите о коммунистическом обществе, которое мы так и не построили.

– Я родилась в Советском Союзе, но говорю не о воспитании строителя коммунизма. В какой-то степени я даже консерватор, тем не менее считаю, что нельзя отступать от моральных принципов. Это просто невозможно! Как обществовед, я столкнулась с понятием аномии, то есть с обесцениванием духовных ценностей. Это такая болезнь общества, аномалия, она начинает выдавливать мораль. Социологи утверждают, что недуг этот устраняют люди, которые вырабатывают человеческие принципы. Таким образом начинается излечение общества от падения на дно. Вот для этого и нужно воспитывать наших детей, которые могли бы лечить общество, отстаивать  свою точку зрения на общечеловеческие ценности.

– Ученики вас понимают?

– Понимают, потому что я говорю на их языке. Мы начинаем разговор с простых вещей: как, например, свести конфликт к миру? Для этого есть правило: не делай другим того, чего не желаешь себе. Но почему же порой преобладает обратное? Да потому, говорю я детям, что дурное дело сделать легче, чем хорошее.

– А в связи с этим возник вопрос: в обществе больше плохих людей или хороших?

– Хороших! Плохими людьми становятся чаще от обстоятельств, которые складываются в их жизни. В семье и школе ребёнка учат только добру, а значит некий фундамент в нём уже есть. Но есть в нём и плохие черты, как, пожалуй, в любом человеке. Я рассказываю ученикам притчу про двух волков. Внук спросил деда: «Чего в человеке больше: хорошего или плохого?» Дед отвечает: «В зависимости от того, какого волка ты кормишь. Белый волк – это добрые дела, а чёрный – плохие». Вот ученик говорит: «Меня обидели, а я должен другую щёку подставить?» Конечно, не должен, но ответ нужен другой. Моя задача не научить, как конкретно должен поступить ученик в конфликтной ситуации, а чтобы он прежде всего подумал над своим ответом противнику.

– Давайте перейдём к истории. Она ничему не учит?

– Есть такое мнение.

– Я не знаю нынешних учебников. Как подаётся культ личности Сталина?

– Как факт: был такой тип режима, как тоталитарный. Моя задача состоит в другом: ученик должен понять, что ни одно событие в истории не происходит просто так, что есть тому причины. Мы должны научить учеников видеть причинно-следственную связь этих событий, а если они будут знать ещё и факты отечественной истории, значит не зря ходили в школу. Нельзя не знать по крайней мере эпохальных событий! Разве ты Иван, не помнящий родства? Разве такое должно быть? Чтобы знать историю, её нужно прочувствовать, а это возможно, если ученики сопереживают трудным временам. Вот Александр Невский: каким он был смекалистым полководцем! Он защищал не нечто личное, а именно свою землю.

– Ну, у Невского и войска было больше, чем у врагов.

– Всё равно! Помните, в советской школе нам никогда не говорили, что в Великой Отечественной войне что-то грязное и бесчеловечное, как и в любой другой? Я начала читать книгу, которая начинается с кошмара: наши солдаты в холодных землянках, страшно голодные…

– Это Астафьев? «Прокляты и убиты»? Но это правда!

– Да, но такую правду нельзя преподносить детям на уроке, я обхожу эти острые углы. Они об этом ещё прочитают. Если говорить правду о войне, то ученики воспримут только ужас. Нам нужно говорить о героизме, дети должны понять суть подвига героев и народа. Учитель должен избежать оценочных суждений, потому что ученик обязан прийти к ним самостоятельно. Учитель только подсказывает, наводит его на мысль…

– Как вы взялись за историю?

– Сначала окончила с отличием педагогическое училище в Тобольске. Меня приглашали поступать в институт на филологический и на исторический факультет. Решила, что по русскому языку у меня всё же твёрдая четвёрка, а не пятёрка, поэтому лучше поступать на исторический, потому что историю я очень любила. И поступила без экзаменов.

– Какой период в истории вы любите?

– Пожалуй, XIX век. Кто-то любит время Петра I, а мне ближе «Золотой век» и его эпохальные события.

– В следующем году отметят эпохальное событие – 100-летие Великой Октябрьской социалистической революции.

– Отметим как календарную дату. Сейчас мы отмечаем День народного единства. На уроках же будем говорить, что революция состоялась, что наша страна жила под её знамёнами 70 с лишним лет.

– Вы будете говорить о революции или государственном перевороте?

– О революции. Не каждый историк решится назвать её переворотом, тем более школьный учитель, который должен следовать установленной программе, у нас есть свои рамки, а в программе, кстати, говорится об октябре 1917 года как о революции. Что касается «социалистической», то я не буду давать никаких оценок.

– Какое, на ваш взгляд, было время лучше – советское или нынешнее?

– Как историк, скажу, что советская эпоха была более стабильной во всех отношениях. Я считаю, что российский народ, в какое бы время он ни жил, привык к барской опеке, что в нашем менталитете нет самостоятельности – решиться завести собственное дело, заняться меценатством. Не знаю, почему, но мы не выдавили, говоря человеческими словами, из себя «раба по капле». Может быть, новое, постперестроечное поколение будет другим? Оно другое, мыслит иначе, но хочется, чтобы оно помнило своё родство.

– Ученики любят историю?

– Может быть, лучше спросить так: понимают ли? Всё меньше понимают… Чем дольше уходит время, тем меньше их интересует именно история. Этот предмет сложный, но дело обостряется ещё и тем, что в стране нет хороших учебников, что беспокоит и президента нашего государства. Но откуда появится «стабильная» история, если в стране постоянно всё меняется?

– Значит, не следует поступать на исторический факультет?

– Ну почему? Нужно изучать историографию, источники, чтобы понять логику исторического рассуждения. Я обратила внимание на такую особенность: в школе дети не особенно интересуются историей, зато любят порассуждать о ней. И взрослые люди тоже. Иногда мне звонят: «Рассудите нас…» Это значит, что нужно больше читать, чтобы знать, что было до и после факта, который вызвал спор, что думает исследователь этого вопроса.

– Я считаю, что история и обществоведение, которым мы учились в школе, были главными предметами.

– Да, это главные науки. Откуда берётся патриот своей страны? Да из уважения к своей Родине. Откуда уважение? Конечно, из исторического прошлого. Откуда пошла фальсификация отечественной истории? Мы слышим о том, что победу над фашизмом одержали американцы и англичане. Дети спрашивают: где правда? Я отвечаю: «Давайте пройдёмся по битвам советских войск на своей территории. Победу там тоже одержали союзники? А 27 миллионов погибших советских граждан – это много или мало? А освобождение Европы от фашизма? Чтобы вас не сбивали с курса, должна быть собственная точка зрения на события, а она не рождается сама по себе, для этого нужны знания и убеждения».

– Вы больше двадцати лет работаете в школе. Почему так долго?

– Могу сказать только о себе. Когда я начинала трудовую деятельность, было очень трудное время. Наверное, я тогда не совсем понимала, но мне посчастливилось первые пять лет поработать в школе, которую окончила. Мне очень повезло, потому что помогли все учителя, именно тогда поняла, что такое учительский труд. После десяти лет работы стало ясно: у меня на лбу написано, что я – учительница, хотя, если придётся, смогу приложить свои силы в любом деле, но… Но кто-то ведь должен остаться в школе!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

29