Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

23.10.2017 09:34 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 118 от 21.10.2017 г.

География всмятку

Автор: Беседовала Наталья СТЕПАНОВА. Фото из архива Аганской средней школы.

Так писатель Борис Заходер назвал географию. Конечно, он не мог не знать о том, что в новом веке технологий география предстанет перед нами во всех ракурсах. О том, как интересно преподавать географию, рассказывает учитель Аганской средней школы Лариса Минеева.

– Итак, в районе прошёл конкурс «Учитель года». В чём вы участвовали?

– В том конкурсе был методический семинар, на котором преподаватели подводили итоги своей работы, точнее, рассказали о своём опыте работы со школьниками.

– С каким опытом вы пришли на конкурс?

– У меня уже тридцать два года работы в школе, а на конкурс пришла с темой, над которой работаю третий год – «Развитие ключевых компетентностей посредством создания электронных образовательных ресурсов». Другими словами, создаю с помощью компьютерных программ те ресурсы, которые позволяют мне эффективно проводить урок, например, интерактивную доску, всевозможные медиа, что помогают объяснять ученикам природные явления, в том числе столкновение литосферных плит и движение воздушных масс.

– Ученики не задавали вам самый интересный вопрос: что будет, если пробурить Землю насквозь?

– Они знают, что пробурить Землю можно на глубину 12 километров, а дальше будут работать приборы по принципу эхолота. До внутренностей планеты мы никогда не доберёмся.

– Лариса Александровна, география – это Аган, она начинается с посёлка.

– Через всю мою работу красной линией проходит региональный компонент, то есть на каждом уроке я рассказываю и о родном крае.

– А если посмотреть на Аган глазами географа? Мы ехали сюда и видели болота, лесотундру. Здесь вся география!

– Наш посёлок назван в честь реки Аган. Здесь изначально селились коренные жители, сюда с юга Казахстана пришли племена, которые объединились с живущими здесь людьми. Так образовались народы ханты и манси. Племена с юга – это угры, отсюда и Югра.

Коренные жители селились у берегов рек, оленеводство здесь частичное, поскольку нет кормовой базы для оленей. Основными занятиями у коренных жителей были охота и рыболовство. Сюда же приезжали купцы за мехами: за одну шкурку чернобурой лисы можно было купить за Уралом 20 га земли, 10 лошадей и 20 коров.

– Да, об этом написала Маргарита Кузьминична Анисимкова в своём романе «Мангазея».

– На днях я рассказывала пятиклассникам о городе Мангазея. В учебнике ему отведена одна строка: купцы ехали в наши края за мехами.

– Если бы вы повели сейчас детей по посёлку, что бы рассказали о нём?

– Современные поселения создавались здесь благодаря развитию нефтяной и газовой промышленности. Аган – коттеджный посёлок. Коренным жителям добыча нефти была не нужна, они жили своими промыслами на угодьях.

Да, нефть – это экономика страны, деньги, но хантам и манси гораздо важнее была чистота их территорий и привычная жизнь. А что мы имеем сегодня? Коренные жители Агана отошли от традиционного уклада жизни. Их дети, как известно, учились в русских школах и одевали русскую одежду.

Сейчас мы пытаемся восстановить утраченное, обращаемся к коренным жителям посёлка, чтобы с их помощью собрать хотя бы крохи прошлого и передать их детям, однако в аганских семьях нашли мало людей, говорящих на родном языке.

В Сургутском районе, например, есть посёлок, где коренные жители хорошо знают свой язык, там нет проблем с его восстановлением и обучением детей, а в Агане – проблема: из 60 процентов коренного населения только один ребёнок более или менее может общаться со своей бабушкой, потому что до поступления в школу жил с ней на угодье.

– Лариса Александровна, мы идём по посёлку. Куда отправимся в первую очередь?

– Конечно, в краеведческий музей под открытым небом и в Центр ремёсел. С них и начинается наша география. Аган небольшой, всего полтысячи жителей. Первую школу смыла река, затем дети учились в здании, где сейчас располагается Центр ремёсел. В нынешней школе работаю семь лет.

– Вы пошли на учительский конкурс с желанием или вас обязали?

– Дело в том, что в 2012 году я уже участвовала в таком конкурсе, но так как наша школа небольшая, то мои коллеги пошли на эти соревнования профмастерства во второй раз. В первый год участия я также победила в номинации «Лучший педагогический опыт», а нынче, как говорится, закрепила успех.

– Чему можно научить коллег на открытом уроке и мастер-классе?

– Если ты заявляешься с темой об использовании электронных образовательных ресурсов, то показываешь, например, как нужно создавать интерактивные тесты. Кто-то рассказал, как можно одеваться красиво и недорого, но это чистая технология. Биолог рассказал, как с помощью горошин можно проследить генетику. Физик давал занимательные задачи… Цель мастер-класса – чему-то научить педагога, чтобы он смог применить эти знания в своей работе.

– Что вы взяли из тех горошин?

– Мы пришли к выводу, что педагоги несколько путают мастер-класс с хорошим классным часом. Это тонкая грань, учителя иногда её не видят. Слушатели усвоили мою программу, думаю, они применят её на практике: как легко провести тест после изучения темы урока.

Почему-то географы крайне редко участвуют в подобных конкурсах, на это даже обратила внимание губернатор Югры Наталья Комарова.

– На преподавание географии в школе обратило внимание и Российское географическое общество, где-то даже ввели экзамен по вашему предмету.

– Он по выбору учащихся, но нужно обратить внимание на количество часов в неделю. Например, в пятом и шестом классах их всего по одному уроку.

– Представляю географию так же, как известный Митрофанушка: ямщик знает дорогу. Почему вы выбрали этот непопулярный в школе предмет?

– Знаете, эта любовь осталась именно от школы. Вообще у меня два образования: сначала окончила педагогическое училище, затем поступила в университет, а когда приехала на работу в Лангепас, там открылось движение валеологии – о правильном образе жизни. Тогда все учителя должны были учить детей «жить по правилам», прививать им любовь к здоровому образу жизни, о чём везде говорят сегодня. Я окончила по этому курсу Тюменский пединститут, правда, уже заочно, но как только получила диплом, с валеологией в школе было уже покончено. Такое вот разнообразное образование, которое, правда, помогает в работе.

– Кто-нибудь из выпускников школы пошёл в географию?

– Наши выпускники считают, что профессия учителя сложная и неблагодарная. Они хотят получать много при минимуме физических затрат, поэтому идут туда, где применяются компьютеры.

– А вы сами путешествуете по географии?

– Люблю путешествовать по России, объехала весь Кавказ. Сама родом с Украины, двадцать два года назад приехала на Север. Может быть, это прозвучит несколько пафосно, но у меня есть печатные издания, то есть книги, по которым учатся школьники. Первая – «Духовная культура народов ханты», мне, кажется, удалось адаптировать книгу к подростковому возрасту. Книгу издали нефтяники по программе «Дети Севера», она разошлась по округу. Потом пришло время, когда школы Лангепаса отказались от уроков культуры народов Севера, а я к тому времени уже собрала богатый материал на эту тему, мультфильмы на базе фольклора. И приехала в Аган. Сейчас у меня есть методическое пособие для учителей и рабочая тетрадь для учащихся 5-7 классов.

В нашем районе изданы методическое пособие и рабочая тетрадь для пятиклассников, другие ждут своей очереди. Мы в школе работаем над электронным учебным пособием по культуре коренных народов Севера, потому что печатные издания довольно затратные и легче делать книги в электронном варианте.

– Говорят, что «географ глобус пропил». Глобус нынче нужен?

– Да, потому что детям нужно всё потрогать.

– Убедиться, что Земля круглая?

– Да, реально увидеть, хотя они могут посмотреть на Землю в режиме 3D. Современные образовательные ресурсы способны показать детям то, чего нельзя увидеть воочию.

– Вы чем-то удивили своих коллег?

– Из тридцати двух конкурсантов было шестнадцать учителей и столько же воспитателей детских садов. Никто, кроме аганцев, там не использовал интерактивную доску, поэтому дети подходили к доске и всё рассматривали вживую, то есть участвовали в работе образовательного ресурса.

– Чем вас наградили за участие в конкурсе?

– Дипломом, набором канцтоваров и сертификатом на десять тысяч рублей.

– Вас лично?

– Да, за личную победу в номинации.

– С каким школьным предметом вы соединили бы географию?

– Ой, там климатология, геология… Чего там только нет, столько нужно знать! У меня ежедневная учёба, потому что в географию входит много наук. Это в математике всё просто, там цифры, а в географии всё меняется, с ней связано и здоровье человека.

– Нынче Год экологии в России.

– И я о том же. Мы не остались в стороне от общей заботы человечества. Изучаем творчество Юрия Вэллы, уже сделали с детьми несколько мультфильмов, которые ярко подчёркивают озабоченность Юрия Кылевича о судьбе окружающего нас мира. Нас уже пригласили на церемонию закрытия Года экологии в Нижневартовском районе.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

35