Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

04.11.2017 10:52 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 124 от 04.11.2017 г.

Ох пора тебе, русская песня

Автор: Наталья СТЕПАНОВА.

Рады мы вас видеть,

Дорогие наши.

Русское спасибо

Вам от сердца скажем.

На земле сибирской

Мы вас встречаем,

Доброго здоровья

От души желаем!

Вот такой венчальной песней встречали зрителей участники народного фольклорного самодеятельного ансамбля «Лучинушка» в Новоаганском ДК «Геолог». 28 октября коллектив и его бессменный руководитель Владимир ДУБРОВКО отметили 20-летие со дня рождения.

– Двадцать лет – это очень много, ведь можно и устать от такой работы.

– Нет, у меня есть стремление показать что-то новенькое, к тому же наш коллектив обновляется, а значит, приходят новые люди, новые эмоции и переживания. К новому человеку нужно подойти по-новому, самому перестроиться, найти подход, привлечь, а ещё объяснить, что такое русская песня. Тогда она зазвучит по-другому.

– Владимир, вы музыкант или психолог?

– Стараюсь быть музыкантом, но иногда приходится быть психологом.

– Двадцать лет – это целая биография. Что за эти годы случилось интересного в ансамбле?

– У нас были конкурсы, капустники, юбилей коллектива, выезды «Лучинушки» на природу. Мы уже отметили пятнадцатилетие, свой первый праздник русской песни, вот дожили до второго. Думаю, что наша жизнь в ансамбле будет продолжаться. Слава богу, его костяк за это время сохранился: Галина Кузьменко, Надежда Лободюк, Сергей Костив, Владимир Прокопчук. Благодарен им за дружбу и любовь к народной песне.

– От чего зависит долголетие ансамбля?

– Думаю, от стремления самих людей к творчеству и, наверное, от моего желания заниматься чем-то интересным. Мы поём славянские песни, то есть не только русские. Русские песни бывают разные в разных областях страны, например с одним текстом, но с совершенно другой мелодией. Сам я с Брянщины, где соседствуют Белоруссия, Украина и Россия. На песнях этих республик и вырос.

– Знаете, пацаны не очень-то поют народные песни, они их слушают, когда гости собираются за столом. Или ошибаюсь?

– Ошибаетесь, но к сожалению, немного, потому что раньше песни пелись в деревнях и сёлах, когда проходили общие праздники, свадьбы, крестины, Троица, Масленица. Человек рождался – пели, умирал – пели. Да везде пели!

– От кого у вас песни?

– У нас, слава богу, большой род, и все пели, начиная от дедов, моих родителей, братьев и сестёр, тёток и дядек. Наверное, меня приучили петь с люльки. Я пошёл учиться на музыканта в Брянское культпросветучилище, где окончил курс обучения по классу баяна.

– Погодите. Чтобы туда поступить, нужно было что-то уметь.

– На домашнем уровне я играл, то есть без музыкальной школы. Это от отца. Он играл на всех инструментах, что попадали ему в руки. Как-то мы с ним пасли коров. К нам пришёл один белорусский мастер, который продавал в округе музыкальные инструменты. Отец попросил дать ему скрипку. Пока паслись коровы, он сделал смычок в лесу, натёр его тут же смолой и к вечеру уже играл довольно уверенно. Он умел играть на мандолине, балалайке, гармошке.

У нас в семье было десять детей – пять сестёр и пять братьев, и все на чём-то играли. И соседи играли, и дед наш отлично пел в церкви до войны.

Отучился я в культпросвете и решил поступать в Орловский институт культуры. Понял, что мне, не прошедшему музыкальной школы, не хватает образования. Пойти играть в клуб – этого мало, там нужно работать очень хорошо. В то время меня смог бы переиграть любой гармонист-самородок, я бы ему не годился в подмётки со своим училищем. И поступил на хоровое отделение.

– Владимир, говорят, что народная песня в России до сих пор не в моде?

– К сожалению, это так, потому что вам нужно шоу и чтобы оно окупалось. То есть речь идёт прежде всего о деньгах. Я же считаю, что культура – это наш образ жизни, наше прошлое, наша память. Мы же слушаем американский рэп и джаз, смотрим на прекрасные кавказские танцы, мы уже поём по-английски, потому что забываем, кто мы, откуда родом и в какой стране живём. Это страшно.

– Как тогда вернуть людям память?

– В Советском Союзе заставляли людей заниматься культурой, и это было правильно. При заводах и фабриках создавались самодеятельные коллективы. Да, хоры пели песни о партии, Ленине и комсомоле, но люди учились петь и общаться. Вот мы в своей «Лучинушке» поём, не замечая, что ведём разговор на общую тему, вместе с песней переживаем то же, что волновало людей сто лет назад. Мы знаем, как на Руси знакомились люди через частушки и хороводы: тогда они не боялись взяться за руки и пройтись по кругу. В хороводе была возможность поговорить и познакомиться.

– И что теперь делать?

– У нас в Новоаганске давно сформировались свои зрители. Все они в разные годы приехали сюда из районов и посёлков, то есть это были люди со своей культурой и памятью. Они помнили, как пели их прадеды и деды, теперь они видят, что на сцену выходят их односельчане, которые исполняют их песни. Я заметил: приедут к нам известные артисты, дают хорошую цену за билеты, а народ не идёт. А на «Лучинушку» идут, чтобы увидеть и услышать своих соседей, сотрудников, друзей. Русскую песню люди слушают внимательно, бывает и подпевают. И молодёжь не шумит.

– Давайте представим «Лучинушку» нашим читателям.

– Мы выступали на региональном конкурсе исполнителей разных жанров и стали лауреатами первой степени. Были и в Вологде, где творчество вокалистов оценивало жюри из Московского дома народного творчества. Там нам вручили два диплома первой степени, участвовали и в «Интерфолке» в Петербурге. И везде нас отлично принимали.

– Другие коллективы поют народные песни в обработке?

– Да, и в некоторых фестивалях-конкурсах такие ансамбли не попадали даже в список номинантов. Обычно оценивается народная песня, а не стилизация, не эстрадно-кабацкий её вариант. Кстати, коллектив «Русская песня» Надежды Бабкиной приезжал как-то в Новоаганск. Я тогда попросил её спеть белгородскую плясовую песню с «пересеком». Она отказалась.

– А вы Надежде Георгиевне свой коллектив не показывали?

– Мы пели при ней на сцене в 2001 году, так девчата из её ансамбля говорили за нашей спиной: «Молодцы!»

– Вы часто выступаете в «Геологе», вписываетесь в формат концертной программы?

– Думаю, что вписываемся, но некоторые методисты считают иначе. Это неправильно, хотя я понимаю, что в ДК не хватает эстрадных жанров.

– Владимир, ваша миссия – сохранение народной песни или просто поёте для себя?

– Хотелось бы просто петь, но мы пропагандируем народную песню, несём её людям. И они, к счастью, не бросают в нас помидоры, понимают, что такая песня нужна. Другое дело, что далеко не все могут сделать народную песню красивой.

– Вы думаете, что народная песня в России жива?

– Да, слава богу, жива, её поют, с ней иногда экспериментируют, но возвращаются к истокам. Главное – поют профессиональные коллективы, правда, они быстро перепевают и распадаются, а то резко обновляют репертуар и переходят на стилизованные песни, которые уже нельзя считать народными. А вот самодеятельные ансамбли никуда не спешат, они учатся и поют в удовольствие.

– Вы будете воспитывать молодёжь? Она придёт в «Лучинушку»?

– С молодёжью должны заниматься молодые, молодёжь тянется к молодым руководителям, с которыми будет говорить на понятном и им, современном языке, а мне, думаю, уже поздновато.

– И вот юбилей. Вам этот праздник нужен?

– Такие праздники нужны, потому что они объединяют людей – коллектив и жителей посёлка. У нас есть возможность показать зрителям, где мы побывали, какой видеоряд приготовили. Они увидят, как принимали народную песню за пределами Новоаганска. Скажу, что и нашим артистам тоже повезло. Кто-то мечтал увидеть Москву и Петербург – вот они, пожалуйста. Благодаря народной песне «Лучинушка» увидела Югорск и Вологду, Лазаревское, где повстречалась с руководителем знаменитого кубанского хора Виктором Захарченко. Тогда, на «Кубанской казачке», он сказал, что наш ансамбль смог бы стать обладателем Гран-при конкурса, а не лауреатом первой степени, что тоже очень радует. Победителями стали профессионалы из Пензенской филармонии, но и мы услышали в свой адрес немало приятных слов от самого Виктора Захарченко. Разве это забудется? Нам дали возможность отдохнуть, то есть побывать на море. Так и сказали: «Отдыхайте, сибиряки!»

– Что для вас русская песня? Ведь можно было обратиться и к другим жанрам?

– Да, были и такие предложения, но я сказал: «Другого – не будет!» Потому у меня один коллектив – «Лучинушка», это мои братья и сёстры по духу, это скрипка, на которой играл отец, это моя память. Разве этому изменишь?

– Вы бываете на родине?

– Да, но, к сожалению, там уже мало поют. В видеоряде, что увидят наши зрители перед юбилейным концертом, покажут хату, где я вырос, речку, где прошло детство. Зрители услышат голоса поющих женщин с Брянщины. Этот эпизод заснял мой земляк, за что ему огромное спасибо.

Моя песня пришла оттуда, свои памятные песни есть и у всех участников ансамбля, тоже с малой родины, с речки, от родителей, которые пели и с любовью передали эти песни им, чтобы они передали их дальше. И в них проснулась память…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

66