Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

23.09.2017 09:11 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 106 от 23.09.2017 г.

Как дети учатся читать таинственные знаки?

Автор: Беседовала Наталья СТЕПАНОВА. Фото из архива ДШИ.

На сцене – ансамбль «Виолино».

Музыка не умеет лгать. О своём веке расскажут композиторы, только книги у них написаны таинственными знаками. Как могут их расшифровать дети?
В скрипичном классе педагога Новоаганской ДШИ Галины СМИРНОВОЙ дети учатся играть, думать и понимать слова композиторов. Счастливые дети!

– Мы так давно не встречались с вами. Сколько уже лет вашему ансамблю «Виолино»?

– В 2015 году мы отметили его двадцатилетие, так что уже двадцать два года. Мы не выступаем с ежегодными отчётными концертами, но в течение учебного года участвуем во всех школьных мероприятиях. Юбилейные же концерты случаются каждые пять лет, тогда ансамбль скрипачей представляет большие программы. В них участвуют и выпускники. Правда, многие уже выросли и поступили в институты, но те, кто продолжает образование в средней  школе, выступают с учащимися ДШИ. Это уже сложившаяся традиция.

– Альтист Артур Пис ваш ученик? Это он поступил в консерваторию?

– Да, он учился на подготовительном отделении, потом взял в руки скрипочку, а когда окончил школу искусств, продолжал играть в «Виолино». Потом учился в музыкальном училище и, наконец, стал студентом Петрозаводской консерватории. Вот и Юлия Кашшапова, скрипачка, окончила музыкальную академию имени Гнесиных.

– Сколько сейчас учеников в вашем классе?

– Их тринадцать – с первого по седьмой классы. В первый класс нынче поступила одна ученица, потому что столько было вакантных мест. Честно говоря, она хотела учиться в классе фортепиано, но там уже не было свободных мест. Так и случилось, но мечта девочки сбудется, когда через два года в программе появится общее фортепиано, она будет владеть двумя инструментами.

– «Виолино» исполняет серьёзные произведения или в основном известные публике?

– У нас разнообразный репертуар. Мы играем и классическую музыку и ублажаем слух наших поклонников, исполняем музыку из кинофильмов и современную.

– И романс Дмитрия Шоста­ковича к фильму «Овод»?

– Да, в своё время играли. У меня бегают мурашки по рукам от этой музыки. Когда я была ещё ученицей музыкальной школы, играла это произведение. Очень приятно вспомнить.

– Где ещё есть ансамбль скрипачей, кроме вашего?

– В Нижневартовске. Зато в нашей школе есть ансамбль виолончелистов. Это редкий инструмент для наших мест.

– Откуда у вас скрипки?

– Нужно сказать спасибо администрации района и нашей школе. К нам они поступали из Москвы, а туда – из Чехии и Германии. Школа их выбирала и приобретала. В знак благодарности за участие в конкурсах той же Юлии Кашшаповой нам дарили инструменты.

– А откуда «четвертушки» для малышей?

– Это мои личные, я привезла их из Уфы, когда набрала в класс четырнадцать детей, а их нужно было обеспечить инструментами. Часть скрипочек привезли из Москвы. В прошлом году приобрели две скрипки, чуть раньше – одну. У нас много инструментов.

– Скрипка и мой любимый инструмент. Как он вам полюбился? Знаю, что не все люди любят скрипичную музыку: «Кто там пиликает?!»

– Я поступала в музыкальную школу в класс фортепиано, готовилась вместе со своей сестрой, но случайно попала в скрипичный, то есть куда пригласили. Когда сестра в пятом классе отказалась ходить в музыкальную школу, я дала маме честное слово, что учёбу закончу – только бы она не плакала и не переживала. Мама не смогла бы потянуть двух учениц в фортепианном классе: там нужно было платить по двадцать пять рублей в месяц, а в скрипичном – рубль пятьдесят. До сих пор помню. Я училась старательно и терпеливо, чтобы не огорчать маму, ведь она всю душу вкладывала в нас.

– Чем всё закончилось?

– Когда я окончила музыкальную школу, мама захотела, чтобы дочка продолжала учиться музыке. Так и пошло. Могла бы учиться в медицинском, на биолога или поступить в пединститут, но пошла по скрипичному направлению. И не жалею, что работаю с детьми, самыми лучшими. Правда-правда! У нас самые способные ученики.

– Не убеждайте меня, что приятно или интересно учить первоклассников! Одно и то же, одно и то же! Плохо держат инструмент, плохо понимают. Да что хорошего?

– Многие дети, конечно, не станут профессиональными музыкантами, но музыка научит их терпению, усердию, трудолюбию и умению распределять своё время. В жизни им пригодятся эти навыки и умения.

– Как родители относятся к своим скрипачам? Вот не играл ребёнок, и вдруг пошла связная мелодия, как речь?

– Думаю, нужно их об этом спросить. Конечно, дети не всегда и не сразу извлекают красивые звуки, но родители следят за тем, чтобы дети готовились к урокам. Конечно, родители любят ходить на концерты: там ребятишки в красивых платьях, играют стройно – радость и аплодисменты.

– Ваш ученик Артур Пис играл в школе не на альте?

– В школе нет альта, но Артур был рослым, с большими руками. Альт больше скрипки. Я не смогла бы на нём играть – руки не позволяют. Альт красивый инструмент, а для мальчика он в самый раз. Спросила Артура: «Ты будешь учить детей?» Он ответил, что да. Это было открытием для меня, и мы с ним стали готовиться к поступлению в музыкальное училище.

– Наверное, он всё-таки будет играть в оркестре.

– Это как сложится жизнь, в конце концов Артур может совмещать игру с преподавательской работой в школе или училище.

– Галина Валентиновна, вы ведь тоже могли играть в симфоническом оркестре?

– Да, возможно, но муж не разрешил, сказал, что жена нужна дома: дети растут, какие тут гастроли и вечерние концерты!

– А сам что преподаёт в школе?

– У Юрия Петровича Смирнова класс баяна. Я нисколько не сожалею, что не пошла в оркестр. В словах мужа была большая доля правды: женщина должна быть при семье, тем более у нас трое детей.

– Дети тоже музыканты?

– Все окончили музыкальную школу. Старший пианист, окончил музыкальное училище, средний и младший учились у папы игре на баяне и аккордеоне. Все получили музыкальное образование.

– Как вы думаете: кто-нибудь придёт вам на смену?

– Конечно! Мы не настаиваем на том, чтобы выпускники возвратились в родную школу. Многие успешно учатся в старших классах, в институтах, становятся великолепными специалистами в разных областях. Это их выбор, их право. Зато знаю свою ученицу, которая ежедневно сожалеет о том, что стала экономистом, а не связала свою жизнь с музыкой. Поздно, говорю, нужно теперь в своей профессии  находить хорошие моменты и полюбить выбранную специальность. Зачем всю жизнь сожалеть о несбывшейся мечте? Многие дети могли бы стать профессиональными музыкантами, но не решаются. У нас в ДШИ все преподаватели эксклюзивные: одна скрипачка, одна виолончелистка, один преподаватель класса духовых инструментов. Как видите, пока вакансий нет, а дальше жизнь покажет.

– В «Виолино» часто меняется состав?

– Конечно, но так и должно быть, зато дети рано начинают играть в ансамбле, буквально со второго класса. Как-то Юрий Петрович написал для нас пьесу «В цирке». Её исполняли первоклассники.

– А «Лебедя» Сен-Санса играли?

– Ансамблем нет, а сольно – многие ученики. Как-то я играла эту миниатюру со своей ученицей, очень люблю эту музыку.

– Как во дворце «Геолог» слушают скрипку?

– Очень хорошо. Видно, что людям нравится этот инструмент, само звучание скрипки, мелодии, которые исполняют дети. Я вижу, что скрипка доходит до души, это ведь человеческий голос.

– Как ваши ученики выступили в региональном конкурсе детского творчества «Северная звезда»?

– Довольно успешно выступили, я довольна тем, что Влад Яворский стал лауреатом первой степени, Татьяна Школьная получила бронзу, но она первоклассница. Ане Ватаманюк вручили диплом за участие в большом конкурсе музыкантов. Конкурс – это испытание для детей, к нему нужна особая подготовка, конкурс – это сложные задания, большая эмоциональная и физическая нагрузка, поэтому далеко не все ребятишки мечтают о выступлениях перед жюри.

– У вас нынче был выпуск?

– Да, экзамены на «хорошо» сдала одна ученица, единственная выпускница, но она продолжает заниматься в школе, уже успела поучаствовать в двух сентябрьских концертах и поступить на хоровое отделение. Вполне возможно, она будет серьёзно заниматься музыкой.

– Галина Валентиновна, вы хотите, чтобы ваши ученики продолжали учёбу в музыкальных училищах? Или вольному – воля?

– Конечно, я за дальнейшую их учёбу, да, хочу, чтобы дети были связаны с музыкой, учениками, с положительными эмоциями. Это правда. Что, в бухгалтерии сидеть? Кому-то, конечно, хочется заниматься цифрами, но многие люди стремятся получать удовольствие от музыки. Нам, преподавателям, приятно, когда ученики продолжают наше дело.

– Представьте: мастер-дорожник в прошлом ученик скрипичного класса.

– И что? У нас есть скрипачи, которые работают в нефтяной промышленности. Это здорово. А врач-саксофонист? У нас в школе замечательные духовики: дети учатся в институтах и при этом играют в оркестрах. Кто бы мог подумать, что в вузах есть музыкальные ансамбли! Видите, музыка нужна всем!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

10