Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

03.12.2019 15:36 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 135 от 03.12.2019 г.

Это школа, друг мой!

Автор: Наталья Степанова. Фото Михаила Плецкого.

Цель нового российского проекта об образовании – войти в десятку лучших образовательных систем мира. Один из его разделов посвящён учителям будущего: кто будет работать в школах с новым поколением? Это вопрос будущего, а в Большетарховской средней школе живут настоящим. Чем? Об этом рассказывает заместитель директора по воспитательной работе Наталия МАНДЖЕЕВА.

‒ Наталия Юрьевна, расскажите о традициях вашей школы.

– Традициям свойственно либо оставаться, либо кануть в Лету. Так и случилось с некоторыми общешкольными мероприятиями, которые со временем показались ученикам уже не интересными. Сегодня нам нравится конкурс «Алло, мы ищем таланты!». Можно сказать, что он давно известен по советскому телешоу, что уже неактуален, можно было придумать ему новое название, дабы быть модными и современными. Но у нас другая цель: в малокомплектной школе каждый ребёнок должен попробовать свои силы в каком-то деле. Каждый. В крупных школах такой возможности нет, там нужно пройти конкурс, доказать своё участие в нём, а мы идём от обратного – каждый ученик может сделать попытку, и если она получилась, идти дальше. Вот у нас на днях прошёл концерт, посвящённый Дню матери. Если бы вы присутствовали на нём, то были бы приятно удивлены. Складывалось впечатление, что все наши учащиеся занимаются в театральном кружке.

В школе сейчас всего 53 ученика, из них 10 первоклассников. Так вот, дети замечательно выступали: читали стихи, показывали сценки и танцевали, то есть каждый проявил свои способности. Это кажется мне очень важным для будущего ребят: они должны быть самими собой, раскрепощёнными и уметь договариваться.

‒ А главная традиция?

– Во всех школах традиции могут быть похожими, но я снова хочу сказать о «талантах». Мы не вручаем участникам конкурса дипломы. У нас есть свои номинации: «Гвоздь программы», «Золотой цилиндр», а также серебряный и бронзовый, есть традиционные номинации, но все стремятся получить «Золотой цилиндр». Есть номинация «Лейся, песня», а ещё «Содружество» ‒ это когда объединяются классы и выступают вместе. Вы бы видели, как радуются дети, получая картонную эмблему конкурса! Они счастливы и долго вспоминают о награде. Раньше в этом состязании участвовали и родители, это приветствовалось. Мы проводим это мероприятие накануне 8 Марта, оно получается праздничным и весёлым, а жюри выбирают сами дети. Ещё одна любимая традиция – день школы, его мы отмечаем 19 мая.

– В день рождения пионерии?

‒ Конечно, и только так!

– Что, горн и барабан?

‒ Это праздник всех, кто жил в замечательной стране детства, общий праздник, на котором взрослые жители села могут спеть «Взвейтесь кострами». В этот день мы подводим итоги внеурочной деятельности, определяем лучший класс года. Здесь учитывается количество двоек, а также участие класса в жизни школы, села и страны.

– Как можно участвовать в жизни села?

‒ Я имею в виду в мероприятиях в КДЦ «Респект», музыкальном классе, в сельских мероприятиях, концертах и олимпиадах. Например, наш ученик Яша Гаджиев находится на олимпиаде по ОБЖ – его класс поставит себе «галочку».

– А в жизни страны?

‒ Страна начинается с малой родины! В районе проходит «Марафон добрых дел», мы несколько лет подряд были его победителями среди школ района. Я хочу сказать, что наши ученики участвуют и во всероссийских конкурсах. Например, в прошлом году Полина Соснина и Лида Иванова были участницами конкурса «Живая классика». Полина победила в муниципальном туре, а в окружном этапе представляла наш район.

– Что за «Живая классика»?

‒ Это прекрасное мероприятие, которое уже несколько лет проходит в России и приобретает всё больше участников. Учащиеся читают наизусть прозу, а жюри оценивает выразительность чтения и артистизм. У лауреатов есть возможность получить путёвку в «Артек». Наши участники неоднократно становились победителями муниципального эта­па. Я занимаюсь с детьми художественным словом и готовлю их к конкурсу, то есть даю возможность желающим выступить с чтением страниц из произведений русских классиков. Понимаете, у детей могут быть дефекты речи, заторможенность, но они хотят читать. Я очень радуюсь, когда «обычный» ребёнок вдруг становится призёром или победителем конкурса.

– Наталия Юрьевна, учащиеся Большетарховской школы постоянно участвуют в смотрах строя и песни. Это так?

‒ У нас этим занимается Геннадий Семёнович Лисицын, он создал школьное объединение «Югорец», которое участвует в районных смотрах-конкурсах кадетских классов и военно-патриотических объединений. Нужно сказать, что наши ребята ни разу не побеждали в них, но мальчишки постоянно участвуют в таких сборах без особого отбора преподавателя и побеждают в некоторых номинациях.

– Здесь тоже важно участие?

‒ Совершенно верно. У нас нет права заявлять о том, что наша школа малокомплектная и не может соревноваться со сборными командами. Развивая свои способности, дети воспитывают себя и идут вперёд, а мы только даём им шанс. Поэтому 9 Мая учащиеся стоят в почётном карауле у памятника воинам-землякам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны. И стоят не только отличники учёбы или умеющие маршировать. В карауле стоят и те, кто, быть может, не успевает по всем предметам, но я думаю, что ребята поймут свои ошибки и постараются их исправить. Да, когда-то эта честь предоставлялась только лучшим учащимся, но мы поняли, что это неправильно. Иногда ребёнок может учиться на тройки, но ему тоже хочется стоять в карауле. И мы даём это право каждому. И в канун 75-летия Великой Победы это право будет предоставлено всем учащимся школы.

Воспитание ребёнка нельзя обозначить цифрами. Это ведь не отметка в классном журнале, не отчёт об успеваемости. Как говорил директор одной московской школы, если вы хотите узнать, воспитанный человек или нет, посмотрите, метёт ли он, например, школьный двор метлой без поручения старших, по собственной инициативе. Это и будет примером воспитания: человек делает сам, без указаний и принуждения.

– У вас большой школьный двор. И метут?

‒ Честно сказать, это случается в субботники. Нас много – 53 человека, поэтому начальные классы следят за порядком на территории школы, а остальные занимаются уборкой сельских улиц. Школьный двор у нас не запущен, дети поддерживают на нём чистоту.

– Какая у вас связь с родителями?

‒ Мы стараемся создавать партнёрские отношения. Почему? Если мы будем вместе, то добьёмся больших результатов. Зачем конфликтовать? Из этого мало что хорошего получалось, поэтому мы, что называется, находимся в шаговой доступности с родителями, а они с педагогами.

– Бывают серьёзные правонарушения?

‒ Боюсь сглазить, их нет, но в своё время случались, некоторые учащиеся состояли на учёте комиссии по делам несовершеннолетних. Нам это было больно, потому что мы были в ответе за этих ребят.

– И что с ними стало?

‒ Каждый пошёл дорогой, которую выбрал. У них был шанс для нормальной жизни.

– Они живы, работают?

‒ Да, живы, но не горят желанием трудиться. Я надеюсь, что люди поумнеют, что жизнь расставит всё по местам, даст им уроки, которые придётся понять и принять. Важно, когда человек поймёт это сам. Сейчас в школе нет детей, которые состояли бы на учёте у воспитателей в погонах.

– Какая связь школы с селом?

‒ Этот вопрос мне кажется риторическим, поскольку мы живём в этом селе. Мы – это село, и наоборот, мы здесь словно родственники. Допустим, мне звонит пожилая женщина и просит прислать ребят, чтобы они накололи дров. И ребята пошли.

– Тимуровцы?

‒ Этим занимается дежурный класс, у нас нет ребят, которые бы занимались тимуровской или волонтёрской работой. «Марафон добрых дел» в нашем районе – конкурс волонтёрских отрядов, а у нас и первоклассник может участвовать, например, собрав макулатуру. Или вот «спасибочки»-открытки. Дети раздавали их людям, которым хотят сказать спасибо. Например, продавцу, почтальону, работникам школьной столовой. Эта акция учит детей относиться к труду наших сельчан более внимательно и ценить их труд. И не забыть поблагодарить.

– Наталия Юрьевна, впереди зимние каникулы. Чем вы обычно занимаете в эти дни ребятишек?

‒ Я сторонница такого правила: дети должны больше находиться со своими родителями. Да, все дети – наши общие, наша общая забота и тревога, но когда школа отвечает за всё, что происходит в жизни ребёнка, считаю это совершенно неприемлемым правилом. Родители должны заниматься воспитанием детей. Какова будет их старость, во многом зависит от общения с детьми каждый день. У воспитания нет каникул. Если родители встали на лыжи, то и ребёнок пойдёт с ними, и в кино, и вместе с ними будет заниматься домашней работой. Детям нужен пример. А зимние каникулы наши ученики будут проводить в КДЦ «Респект» – туда они ходят с родителями, то есть отдыхают всей семьёй. Дети должны отдыхать от школы.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

7