Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

15.10.2022 10:08 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 115 от 15.10.2022 г.

Белым мелом и стихами

Автор: Марина ФЕТИСОВА. Фото Михаила ПЛЕЦКОГО.

Выбрать профессию ещё в детстве, глядя на маму, и вот уже четверть века нести с родителями учеников ответственность за воспитание подрастающего поколения. По роду службы Людмила Арбатская день за днём меняет отношение детей к нормам русского языка, а по велению сердца прививает маленьким людям любовь к книгам. Учитель – это не просто профессия, это звание, которое нужно подтверждать, надежды, которые важно оправдывать. О той, которая учит правильно говорить, думать, читая бессмертных классиков, и даже чувствовать, и будет эта история.

– У меня мамочка – заслуженный учитель Российской Федерации, – просто и понятно объясняет свой выбор профессии педагог Излучинской средней школы № 1 Людмила Арбатская. – Изначально преподавала русский язык и литературу в школе, потом стала замом в профучилище, а чуть позже и директором профессионального лицея. Глядя на её пример, и мысли не возникало, где ещё, в какой сфере деятельности можно найти своё призвание. На моих глазах она проверяла тетради, исправляла ошибки, ставила оценки. Помню, что маленькой рассаживала перед собой кукол и, воображая себя серьёзным педагогом, пыталась их чему-то научить. В плане профессиональной самореализации мама – мой кумир. Стараюсь не отставать. Знаю, что она мной гордится, и это стимул, который всегда держит в тонусе.

– Одного желания быть кем-то для получения профессии недостаточно. Нужно учиться.

– Само собой, – соглашается Людмила Арбатская. – В своё время окончила Тюменский государственный университет по специальности «филология». В вузе на курс педагогики отводилось немного часов, а потому недостаток теории пришлось добирать практикой в школе. И вот тут не обошлось без разочарований.

– Розовые очки пришлось снять?

– Не то что снять, – смеётся наша собеседница. – Они в какой-то момент разбились вдребезги! В первый год работы меня долгое время не воспринимали как педагога, в силу возраста и из-за внешнего вида путали со старшеклассницами. В какой-то момент не придумала ничего лучше, чем пойти в парикмахерскую и отрезать волосы. Стрижка, надо сказать, придала уверенности в себе и помогла расставить приоритеты среди коллег.

– Что помогло справиться с внутренними страхами?

– Поддержка. Очень важно, чтобы на начальном этапе рядом с тобой были люди, готовые помочь, подставить плечо. Те, кто мудрее, опытнее, кто прошёл этот путь сам и может указать тебе верное направление. Для меня таким человеком прежде всего была мама, но не могу не упомянуть и старших коллег, которые на практике помогли понять и усвоить тонкости образовательного процесса и уклада жизни школы.

– Бытует мнение, что если в первые пять лет человек не ушёл из профессии, он нашёл своё место в жизни. Вы в школе вот уже 25-й год…

– Ломая стереотип, скажу, что было время, когда я приняла для себя решение и уволилась. Сейчас понимаю, что это тоже был опыт, и он помог мне посмотреть на любимое дело другими глазами, поменять к нему отношение. Вернулась! И ни о чём не жалею.

– И как часто устраиваете себе такого рода «стрессовые» ситуации?

– Хм. Девять лет назад из Тюмени перебралась в Излучинск. Приехала за мужем, но тогда и представить не могла, как будет непросто привыкать к новому месту, к другому климату, к отсутствию рядом родных и близких людей: мамы, папы, брата, подруг.

– Что помогло справиться с безнадёгой?

– Работа. Даже будучи в самом плохом настроении, приходя в школу, встречаешь своих детей. Все они разные, маленькие и взрослые, но когда они улыбаются, обнимают тебя, любой негатив сходит на нет.

– В последнее время школа кардинально изменилась. Педагоги в попытке заинтересовать своих детей используют новые формы подачи материала, добавляют образовательному процессу зрелищности, лёгкости восприятия. Считаете это правильным?

– Урок сам по себе является живым действием. Как бы ты к нему ни готовился, сколько бы ни читал, что бы ни планировал, предсказать, как он пройдёт, не представляется возможным. С этим надо считаться. К этому нужно привыкнуть. Это нужно принять. Скажу больше, уже в процессе ты как учитель должен найти рычаги воздействия на своих учеников. Заинтриговать, зацепить, вытянуть на разговор, выслушать отличную, что вполне оправданно, точку зрения. А это приходит с опытом.

– Современные дети – поколение интернета. У них клиповое сознание, они живут моментом и, уж простите, если и читают, то поверхностно, не включаясь в процесс, не тратя времени на рассуждения на тему. Как с этим быть?

– Могу сказать о своих ребятах, кого выпустила. В большинстве своём это были читающие дети, с которыми всегда было интересно обсудить то или иное литературное произведение. С 10-го по 11-й класс они прочитали неимоверное количество книг, причём как в рамках школьной программы, так и вне её. Не только они, но и я вместе с ними. Любовь ли это к литературе? Однозначно сказать сложно. Мы шли к этому маленькими шагами. Тут ведь нужно понимать: умение подавать свой предмет – львиная доля успеха в достижении того или иного результата. В моём случае изучение литературы, которая целиком и полностью говорит о любви, переплетается с личной влюблённостью моих ребят. А это другое восприятие, другое отношение к теме. С ними есть о чём поговорить. Здесь ты уже не столько учитель, скорее психолог, который помогает детям разобраться в себе и в первом серьёзном чувстве.

– Хоть и взрослые, но всё же дети. Переходный возраст, первые сильные чувства, становление личности со всеми вытекающими последствиями, разве тут до учёбы? Но учитель не был бы учителем, не включись он в процесс и не пытайся изменить детское восприятие мира от чёрно-белых оттенков к яркой цветовой гамме. У них, молодых и идейных, есть чему поучиться?

– Знаете, впервые за 25 лет работы в школе я выпустила ребят, которых вела с пятого класса. Сообща с родителями нам удалось воспитать и выпустить в жизнь замечательных, умных и творческих ребят, по которым я сегодня очень скучаю. Да, они совершали необдуманные поступки, да, как человек эмоциональный я частенько на них обижалась, но! Мои дети научили меня отпускать ситуацию и прощать. Просто и абсолютно. Не копить в себе негатив, а прощаться со всем плохим, потому как ему на замену всегда приходит что-то доброе и светлое.

Тут мы замолкаем на несколько долгих минут, думая каждый о своём.

– У меня до сих пор лежит сочинение, которое писала в девятом классе, – нарушает неловкую тишину собеседница. – Будучи подростком, я чётко сформулировала мечту, которая в этом году стала реальностью. Наивная девочка Люда писала о том, что хочет быть учителем для того, чтобы смотреть, как взрослеют дети. И ведь не просто смотрю, принимаю в этом взрослении активное участие.

– Вас можно назвать победителем по жизни?

– Разве что по заданию, – смеётся Людмила Арбатская. – Переехав в Излучинск, буквально спустя год работы на новом месте я была отправлена администрацией школы на конкурс «Учитель года Нижневартовского района». Это был 2014 год, и я стала лучшей. После чего был округ. Там конкуренция посильнее, остановилась в шаге от тройки лидеров, стала лауреатом конкурса «Учитель года Ханты-Мансийского автономного округа – 2015»

– Повторить успех желания не возникает?

– Да что вы! Это было так страшно, что пришлось буквально преодолевать себя. Безумная нагрузка, нехватка 24 часов в сутки, нервы опять же. Да, признание коллег дорогого стоит, но пройти этот путь ещё раз пока не готова.

– Придя к вам после урока, обратила внимание на доску, где белым мелом детским неровным почерком аккуратно выведено: «Мы любим Людмилу Валерьевну Арбатскую»…

Смущается и краснеет.

– Пятиклашки мои накуролесили!

– Отличный, на мой взгляд, способ поднять настроение учителю. А чем ещё вас, Людмила Валерьевна, можно удивить, порадовать, побаловать?

– Хорошие стихи – вслух. Перебор гитарных струн в хорошей компании. Путешествия куда-нибудь за линию горизонта. Хотя это всё не то! У меня есть две самые большие любви на данный момент: мой живой плюшевый позитив – шпиц по кличке Люся и дом в Ялуторовске, где прошло моё детство, с огородом, куда выбираюсь каждое лето. Там жила бабушка, сейчас там всем заправляет мама, туда на каникулы приезжает дочка. Даже несмотря на то, что я здесь, с вами, сердце моё там, с ними – за тысячу километров.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

86