Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

18.11.2023 12:32 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 129 от 18.11.2023 г.

О крокодилах, которые летают, или Разрушители стереотипов

Автор: Марина ФЕТИСОВА. Фото Михаила ПЛЕЦКОГО.

Этот урок не про светлое и воздушное. Это зарекомендовавший себя метод обучить современную молодёжь способам сохранить жизнь себе и помочь в сложной ситуации окружающим.

Совсем скоро один из знаковых предметов школьной программы – основы безопасности жизнедеятельности – сменит привычное название, а львиную долю отведённых часов педагоги будут отводить практической работе. Важной частью нового предмета «Основы безопасности и защиты Родины» станет начальная военная подготовка. За ответом на вопрос, готовы ли школы Нижневартовского района к переменам, мы обратились к непосредственным участникам образовательного процесса.

О любви и её первопричинах

Первое, что видишь, попадая в святая святых учителя ОБЖ Ваховской школы Сергея Аева, не электронный тир, которым может похвастаться далеко не каждое образовательное учреждение, не аптечки, не спецодежда и даже не манекен для отработки сердечно-лёгочной реанимации, а написанное на доске признание: я люблю ОБЖ.

Выведенные детским почерком, это не просто слова, скорее аванс безграничного доверия, которым пользуется у своих воспитанников учитель.

– Школота, – ворчит мужчина, усердно стирая послание.

Но за этой его суровостью столько заботы и участия! Такое искреннее проявление чувств дорогого стоит. И ценится на вес золота.

– На своих уроках Сергей Ильич не даёт заскучать, – добавляет в копилку педагога ещё пару приятностей восьмиклассница Лолита Постнова. – Если другие учителя делают упор на учебники и то, что в них написано, здесь тебя учат думать, принимать решения, проигрывать возможный сценарий, чтобы быть готовой и не растеряться, столкнувшись с похожими ситуациями в реальной жизни.

В своё время увлечься предметом, где тебя учат собирать и разбирать автомат, ходить строем, оказывать первую медицинскую помощь и даже реанимировать пострадавшего, девушке помогли бабушка и дедушка, в прошлом тоже учителя основ безопасности жизнедеятельности. Сегодня участница знамённой группы, одна из завсегдатаев военно-патриотического клуба «Сыны России» Лолита Постнова – гордость учителя и пример для одноклассников. Ей ничего не стоит попасть в десятку, сделать перевязку и без запинки рассказать о том, как нужно вести себя, увидев на улице человека без сознания.

О правилах и тех, кто их нарушает

То, что дают подрастающему поколению современные учебники, – теория. Но есть вещи, которые важно и нужно объяснять на пальцах. Так информация усваивается лучше.

– В моём предмете приветствуются инициатива и разрушение стереотипов, – подчёркивает Сергей Аев. – В конце концов, это же не русский язык, не математика! Первые годы работы в школе часами пропадал в интернете, изучая информацию, черпая вдохновение, создавая школьную программу под себя, такой, какой я её вижу. Ведь вы поймите, то, что написано для учеников старших классов, не поймут те же шестиклашки. Не их уровень. И с этим нужно считаться.

Правила и в жизни не всегда работают: ситуации отличаются, детское мышление из года в год меняется.

– Как прикажете объяснить подростку, сколько весит автомат Калашникова? Что представляет собой газовая трубка, крышка пенала, пенал, шанцевый инструмент и прочее? Мне проще дать изучаемый предмет ребёнку в руки. Пока сам не потрогаешь, не пощупаешь, не примеришься, не поймёшь, что к чему.

Вместе с тем всё новое, считает собеседник, это хорошо забытое старое:

– Нельзя разводить по разным углам уроки основ безопасности жизнедеятельности и начальную военную подготовку. Одно плавно вытекает из другого. В первом случае во главу угла ставится задача дать детям навыки выживания в чрезвычайной ситуации, оказать первую помощь себе, товарищу. И здесь никуда без тесного взаимодействия основ безопасности с той же химией, физикой, географией, биологией. А во втором случае на первый план выходит практическая работа – изучение Устава Вооружённых сил, строевой и огневой подготовки, разборка и сборка автомата Калашникова, умение не только метать гранаты, но и – что важнее – вынести раненого с поля боя, то есть сделать всё, чтобы остаться в живых самому и сохранить жизнь другим.

Опять же неправильно думать, что начальная военная подготовка – это только для мальчиков. На базе педагогических или медицинских вузов до сих пор работают военные кафедры. А это значит, что девчонки, выбравшие себе профессии врачей и педагогов, в военное время могут привлекаться в качестве военных медиков.

– Дисциплина это же не только запреты и ограничения, – продолжает Сергей Ильич. – В первую очередь это формирование сознания человека, становление его мировоззрения, взглядов. Опыт показывает, что те из ребят, что занимались под моим началом в военно-патриотическом клубе, нашли себя не только в жизни, но и в профессии. Кто-то ещё учится, кто-то уже окончил медицинские вузы и работает хирургом. Это личности, причастностью к успехам и достижениям которых я как учитель и старший товарищ горжусь.

Кладовая полезных макетов

На пути к заветному кабинету можно увидеть учебные пособия, которыми во время практических занятий и самостоятельных работ учащиеся пользуются, проверяя себя и полученные знания. Но как только дверь в святая святых распахивается, ты, как в сказке про Льва, колдунью и платяной шкаф, попадаешь в Нарнию. А всё потому, что в соответствии с приказом Министерства обороны и Министерства просвещения для проведения практических занятий по начальной военной подготовке кабинет ОБЖ в Ваховской школе укомплектован полностью. Здесь имеются Устав Вооружённых сил, Конституция РФ, электронный тир, пневматические винтовки, муляжи автоматов Калашникова, макеты патронов разного калибра, комплекты противогазов ГП-5, ГП-7, общевойсковые противозащитные костюмы, детализированные макеты укрытия, в том числе противорадиационного.

– Такие секретные объекты есть не в каждом городе страны, – демонстрирует не только свои сокровища, но и уровень подготовки Сергей Аев. – Как правило, все они закреплены за воинскими частями. Принцип понятен: спаси себя, чтобы потом было кому спасать человечество.

Кажется, что содержимое шкафов не имеет границ, а на столе один за другим то и дело появляются радиоактивная аптечка с набором противорадиационных, противорвотных, противодиарейных препаратов, универсальная аптечка со всем набором медикаментов, респираторы и даже муляж приборов радиационной химической разведки.

Благодаря личному знакомству и отношению у ваховских школьников имеется даже вся линия экипировки пожарных: начиная с брандспойта и заканчивая разветвителем и пожарными рукавами. Её, говорит по секрету Сергей Ильич, помогли приобрести спонсоры.

– А это одна из моих любимых вещей, – не скрывает восхищения Лолита Постнова. – Это так называемые имитаторы ранений, которые детально показывают, с чем можно столкнуться, порезав палец, потеряв ноготь, получив загноение, колото-ножевое или, не дай бог, пулевое ранение.

Особый предмет гордости – манекены «Гоша» и «Максим» для проведения сердечно-лёгочной реанимации и обучения перевязкам. Нередко навыки оказания первой медицинской помощи учащиеся школы отрабатывают друг на друге.

– Можно сто раз прочитать правило и не уяснить сути, а можно один раз наложить шину, и ты уже не забудешь, как это делается, – показывает своё умение на время собирать и разбирать автомат старшеклассник и воспитанник военно-патриотического клуба «Сыны России» Богдан Гробовой.

Один урок основ безопасности жизнедеятельности в неделю – непозволительно мало. За отведённые 45 минут ты как учитель должен рассказать новую тему, щедро приправив рассказ жизненными историями, и получить обратную связь от детей. Как всё успеть? Надежда на то, что с момента переформатирования основ безопасности жизнедеятельности в основы безопасности и защиты Родины часов по данному предмету, как и уроков в школьном расписании, станет больше.

А пока на просьбу одним предложением описать ход урока под руководством Сергея Ильича, Богдан, переглянувшись с Лолитой, отвечает, как по уставу:

– Командир сказал, что крокодил летает, пускай низко, но лететь должен.

И как мантру, слово в слово повторяет в один голос с педагогом:

– Делай, как я, и не мои проблемы!

И ведь делают – не на оценку, а на совесть, потому как экзамен на профпригодность сдавать придётся уже не учителю, а самой жизни.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

14