Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

25.11.2023 12:01 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 132 от 25.11.2023 г.

Песня русская, родная

Автор: Наталья СТЕПАНОВА.

Мы давно не встречались с руководителем народного самодеятельного коллектива фольклорного ансамбля «Цветень» новоаганского Дворца культуры «Геолог» Ириной Еговцевой. Оказывается, она является заведующей отделом народного творчества, а также руководителем клуба духовного православного пения «Воскресение», а ещё руководителем семейного клуба народного творчества «Сполохи».

– Ирина Игоревна, зачем вам столько обязанностей?

– Их немного, всё это коллективы, которые работают в одном направлении.

– Вам хватает времени для «Цветня»?

– Клуб народного творчества «Сполохи» – это коллектив-спутник фольклорного ансамбля «Цветень». Раньше это был детский ансамбль «Веретенце», росла смена для основного коллектива. У нас так заведено, попадая к нам на народный праздник, все до единого становятся его полноправными участниками, нет зрителей, всё, как в жизни. К нам на праздники приходило много родителей с детьми. Вот мы и решили создать семейный клуб, в котором вместе проводим время и куда приглашаем к себе новые семьи. Стараемся сделать всё, чтобы новоаганцы полюбили народную культуру.

– «Цветень» – это цвет или свет? Это цветок?

– Это созвучие, а вообще цветень – это название апреля по славянскому календарю. Это пробуждение, цветение природы, буйство красок и радость.

– Вы – заслуженный коллектив…

– Мы народный самодеятельный коллектив. Это тоже звание. Коллектив был создан в 2006 году, мы часто выезжали за пределы поселения, тогда гастрольная деятельность была довольна развита. Состав был мобильный, часть ансамбля состояла из музыкантов. Мы пели и традиционный фольклор, и фольклор в современной обработке, принимали участие в концертах, а потом поняли, что вполне готовы к защите звания – спелись за пять лет. На защите мы показали большую программу под названием «Солнцеворот» с акцентом на рождественские традиции: с обрядом колядования, гаданием, играми и песнями.

– Скажите, Ирина Игоревна, откуда у вас любовь к фольклору? Из семьи?

– Пожалуй. Поющей была бабушка, она пела в церковном хоре. Я родилась в Астрахани, мама каждое лето отвозила меня в деревню, там я и слышала народные песни. Наверное, оттуда мой дух. А мама моя предпочитает эстрадное пение. Зато моя дочь пошла по моим стопам: она пела в «Веретенце», потом в «Цветне». В этом году окончила институт и теперь преподаёт студентам сольное народное пение. Она в одиннадцатом классе сказала, что хочет заниматься фольклором. Теперь это её профессия.

– Это ж такая редкость – фольклорное пение?

– Мне кажется, что фольклорное движение в России развито, особенно в Санкт-Петербурге, Москве, Челябинске, в Краснодарском крае. Сейчас поднимается патриотический дух, молодёжь изучает народные традиции.

– Вы пришли в «Геолог», когда фольклорным пением мало кто интересовался. Как вы смогли заинтересовать людей и слушателей?

– Когда собирался коллектив, я училась на втором курсе Челябинской академии. Попала в соответствующую атмосферу, была заражена идеями. У меня были очень хорошие педагоги, которые вдохновляли на работу. Видимо, была энергетика, которую получилось передать людям. Изначально в ансамбле были мои знакомые, коллеги, например, Надежда Весёлая, которая поёт со дня основания коллектива и по сей день. Мы выходили на сцену, народ постепенно привыкал к звучанию песен, людям было интересно нас слушать. К тому же в ДК «Геолог» уже был фольклорный ансамбль «Лучинушка». Наш коллектив стал расти, участники приводили своих друзей. Например, был такой момент, когда в ансамбле пели три родные сестры…

– Как при такой маме вы ушли в фольклорное пение?

– От мамы-эстрадницы? Не знаю. Я просто не смотрела в сторону эстрады. Наверное, мне ближе была народная культура. Мама не препятствовала: «Развивайся, как хочешь, дочь моя!» Я сначала пела в «Лучинушке», а когда там соприкоснулась с народной манерой, то почувствовала: это моя песня и песня моей жизни.

– Скажите, народ повернулся к родной песне?

– Думаю да, раз молодёжь поёт её и возрождает традицию… В этом году я задумала фольклорный марафон – введение в обряд колядования. Мы будем проводить мастер-классы, рассказывать людям, как на Руси колядовали. В Новоаганске по сей день колядуют, в основном дети, но они не понимают сути, не знают, для чего колядовщики рядились, в какие дни пелась коляда, а когда христословили. Сейчас всё сводится к одному: «Дай пятачок». И всё! Так возникла идея марафона: научиться колядовать, как делали это наши бабушки и дедушки. Постараемся охватить как можно большую часть населения посёлка, сами с «Цветнем» будем участвовать. Хочется, чтобы традиции передавались новым поколениям русских людей. К сожалению, носителей традиционной культуры осталось очень мало, ведь фольклор – это жизнь, а мы уже так не живём. Хотя экспедиции ещё продолжаются. Сейчас есть архивные достойные и всем доступные записи: Российский фольклорный союз делает всё, чтобы фольклористы имели доступ к подлинным экспедиционным материалам. Слава богу, есть хороший ресурс – интернет, есть видео- и аудиозаписи. Сейчас много вторичных профессиональных коллективов, которые завязаны на традиционной культуре, есть с кого брать пример. Кто-то создаёт шоу, кто-то старается донести фольклор в подлинном виде – каждый коллектив выбирает свой путь.

– Скажите, как новоаганцы слушают ваши песни?

– Думаю, с удовольствием. Бывает, что благодарные слушатели кричат: «Браво!», слышны бурные аплодисменты. Значит память и мудрость народа живы. Кто-то, наверное, не принимает такие песни, но в подсознании русского человека всё равно есть отклик.

– Вы в детстве слушали эти песни?

– Тогда я не понимала, какая песня звучит, традиционная или просто застольная. У моей бабушки за столом пели. И сейчас, когда собираемся семьёй, поём разные песни: народные, общеизвестные и застольные. Песня всегда жила в нашей семье. Выросло уже третье поколение музыкантов…

– Можно сказать, народная песня сохраняется?

– Конечно! Пусть это будет народный хор либо фольклорный ансамбль, каждый по-своему ценен. Пока люди несут культуру в массы, песня будет жить и звучать! Когда мы собираемся «Цветнем», то поём под гитару, под «минусовки», поём и рок, и ретро – всё, что знаем. Песня живёт с нами и идёт по жизни. Надеюсь, что наши дети и внуки будут петь.

– Что для вас народная песня? Память предков?

– В советское время были авторские песни, хоры тоже исполняли «нужные» песни. Пели красиво, вышколенно, стройно. Традиционные песни «копали», собирали, искали, но исполняли крайне редко. Например, ансамбль Покровского одним из первых стал подавать фольклор в чистом виде, как в жизни. А сейчас традиционную песню вынесли на сцену. Мы стараемся придерживаться традиционной манеры исполнения, но в то же время зависим от публики. А как иначе сделать, чтобы песня прозвучала. Откуда люди будут слышать народную песню, если она не будет звучать из «каждого утюга»? Это великое дело – нести традиционную культуру людям. Народные песни очень красивые, ведь песни – отражение жизни. А она была нелегка, поэтому и песни не всегда радостные и весёлые. Традиционная песня не рождалась из ничего, она всегда появлялась для чего-то. Сама по себе традиционная песня не существует, всегда есть контекст.

– И всё равно, Ирина Игоревна, есть автор песни, кто-то ведь написал шедевр «На улице дождик» или «Лучину». А мы говорим: «слова народные».

– Наверное, народная песня собирательная. Конечно, кто-то придумал «скелет» песни. Это я сейчас философствую, потому что ответа на ваш вопрос не найти. Естественно, кто-то это придумал, песня гуляла по разным местам, и в каждом народ добавлял что-то своё. Одна песня может звучать по-разному: мелодия та же, но слова другие, или наоборот. Этим и прекрасна народная песня. Сейчас традиционная культура своя, сейчас фольклор исполняется по-новому. Мы тоже поём не как традиционные певцы, у нас и манера другая, иногда и распевы другие. Фольклорная песня, как и танец, вариативная и импровизационная. Одна и та же песня трансформируется, каждый слышит её по-своему, потому что у каждого из нас свой голос, слух, своё восприятие мира. Даже подлинная песня звучит иначе, потому что её поют другие голоса, другие люди. Это – народное творчество, и оно будет жить, пока будет жить народ.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

38