Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

08.08.2023 14:13 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 86 от 08.08.2023 г.

С чего начинается Родина

Автор: Наталья СТЕПАНОВА.

Уникальную книгу оставила после себя основательница Ватинского краеведческого музея Тамара Великородова. Это сборник документов, статей и очерков по истории деревни Вата и нашего региона – «От истоков до настоящего». К нему часто обращаются сотрудники музея и его главный хранитель Светлана ОКТЯБРЬ.

– Светлана Николаевна, а давайте сегодня поговорим о Тамаре Владимировне Великородовой и о Вате. Ваша деревня начиналась с одного двора и пяти человек. Это согласно архивам 1869 года. Сколько сегодня человек проживает в Вате?

– Кажется, чуть более 600. Это органы власти в то время сосчитали население деревни, а до этого здесь проходила почтовая «ниточка» из Сургута до Ларьяка. Значит здесь проживали люди, здесь стояли хантыйские юрты. Предполагаю, что где-то в наших краях была почтовая «яма», где люди отдыхали от дальнего пути.

Один двор – это, наверное, был дом купца Липецкого, которого считают основателем Ваты. Даже если это был не он, то всё равно кто-то здесь укоренился. Сейчас мы имеем прекрасную деревню, красивую, расположенную географически на своём месте. Въезд сюда круглосуточный, как и выезд…

– Сборник, который подготовила Тамара Владимировна, полон страшных документов. Она пишет о некоторых сёлах нашего района, но отдельные страницы о Вате невозможно читать без горечи. Даже не верится, как трудно жилось её людям.

– Мне кажется, что многие поколения советских людей пережили потрясения. Вот и Вате досталось, она ведь не жила у Христа за пазухой. Конечно, её не миновали спецпереселенцы, «враги народа». Это потом сюда стали переезжать добровольцы, а до этого энтузиастов не было. Тем не менее те же переселенцы сыграли роль в истории деревни.

– Какой вы помните Вату?

– Я здесь родилась. Что помнится? Приходит весна – дороги размыты, ведь асфальт здесь положили в 1997-м, кажется. А до этого ходили так: пролил дождь – прыгаешь вдоль заборов и перекладываешь дощечку для следующего шага. Какие дома? Старые, конечно, подобные остались вдоль береговой линии, некоторые были перевезены сюда по реке, как, например, дом Клавдии Ефимовны Губкиной в 1950-х годах. Это было связано с укрупнением колхозов.

– Светлана Николаевна, с кем из старожилов ни говоришь о Вате, вспоминают улицу Береговую.

– Так она у нас самая первая и красивая, как я помню. Идёшь по берегу – воздух с реки, им не надышаться, ветерок свежий, особенный. На Береговой цвела черёмуха – залюбуешься, задохнёшься от аромата. Мы гуляли по зелёному склону, купались в реке...

Потом деревня перешла вглубь от Береговой. Мы жили на Центральной, это недалеко от администрации поселения, а когда мне исполнилось 14 лет, семья переехала на новую улицу, Кедровую. Там капитальные двухквартирные дома. У нас семья была большая, шестеро детей. Первое время мы спали в одной комнате. Затем этим домам придали более жилой вид, уже проложили асфальтированную дорогу, появились мусорные баки. Потом деревня стала расти в другую сторону. Мы сейчас находимся на месте фермы, здесь работала наша мама, а мы приходили и помогали ей: носили сено и силос. На ферме было много скотины. Так же приходили и другие дети, помогали родителям. Ну так нам хотелось! Мама гнала нас домой, но мы уже были самостоятельными. Потом, в 90-е, всё захирело и ушло в небытие. Был в деревне и огромный огород, мы, школьники, копали там картошку. Кстати, здание школы было деревянным, его перевезли к нам по реке из Погорельска. Школа была восьмилетней. Потом построили ту, в которой сейчас находится администрация Ваты. В школе был буфет, где, кроме вафелек и бутербродов, была и отварная картошка.

– Вата вырастила всех?

– Да. Знаете, многие уезжают отсюда и уезжали, но через какое-то время снова возвращались. Тамара Владимировна говорила: «Это же ветер, вихрь – Вата. Деревня на ветру». Она ведь тоже уезжала, жила на Кавказе, а потом вернулась: «Будто носит тебя по жизни, но вихрем возвращает в деревню». Я тоже уезжала в Нижневартовск, была возможность остаться там, но не захотела: у меня здесь мама, сестрёнки. Вот и вернулась, и до сих пор здесь живу.

– Нижневартовск – это же рядом, это не Кавказ.

– Нет, конечно, но в тот момент нам казалось, что это очень далеко. Это сегодня можно два-три раза за день съездить туда и обратно, а мы приезжали в Вату раз в неделю, а то и раз в две недели.

– Здесь живут старожилы?

– Мне кажется, к их числу принадлежат Любовь Михайловна Перфецкая и Ангелина Павловна Виноградова. Они настоящие старожилы. Ангелина Павловна рассказывала нам, как ходила к маме на работу, ей до сих пор помнится запах лошадиной сбруи. Вот и Клавдия Ефимовна Губкина может рассказать о старой Вате. Старожилов мало, но они есть, и они дороги нам.

– Все они признаются в любви к родной деревне. А вы за что её любите?

– Это моя родина. Не знаю, за что люди любят Вату, но мне кажется, что её невозможно не любить. Её надо любить! Я люблю здешний чистый воздух, снова напомню о дорогах, здесь моя мама, здесь моя семья. Здесь уже остаются мои дети. Вот идёшь по улице – тебе говорят: «Здравствуйте!» справа и слева, причём дети здороваются, даже незнакомые люди. Все желают друг другу здоровья, правда? У нас все вежливые. И деревня у нас цивилизованная: видели трёхэтажные красивые дома? Но принцип деревни у нас сохраняется. Да, все люди здороваются, поздравляют с праздниками, днём свадьбы, днём рождения. Это ведь приятно. Люди у нас интересуются здоровьем родителей, соседей, детей. И это очень приятно.

– Скажите, Светлана Николаевна, а Тамара Владимировна оказала на вас какое-то влияние?

– Она предложила поработать в музее. Я ответила: «А что там буду делать?» Музей тогда находился в трёхкомнатной квартире жилого дома. Я как раз была без работы, пришла к Тамаре Владимировне. Она показала мне свой музей. Я в нём до этого не была ни разу. И заинтересовалась…

– Она ведь создавала музей на общественных началах? У неё какой был интерес?

– Тамара Владимировна хотела оставить о себе память. Она так и говорила: «Чтобы помнили». Наверное, она не предполагала, что музей назовут в её честь, но хотела, чтобы звучало её имя как основателя музея. Тамара Владимировна говорила: «Мы все проживаем свою жизнь. У кого-то она короче, а у кого-то длиннее. А что после себя оставим? Детей – очень хорошо, а я хочу оставить исторический след». Видите, собрала документы для сборника «От истоков до настоящего».

– Кто ещё в деревне оставил свой след?

– Думаю, учительница Вероника Фёдоровна Глазунова. Это потрясающая женщина! Она преподавала географию и историю. Её знают многие сельчане. Я уважаю наших ветеранов. Сюда отношу и Нину Александровну Крылову. Это прекрасные люди, они бывают в музее, их встречаю постоянно.

– Музей у Тамары Владимировны начался с кукол и самоваров. Казалось, что куклы – это несерьёзно, но теперь они разъезжают по выставкам.

– И не только по району, но и по округу. У Людмилы Ивановой, нашего экскурсовода, куклы отметились на всероссийских выставках.

Почему у Тамары Владимировны музей начался с кукол? Может, у неё детство было тяжёлое, может, не наигрался человек? А может, как мать, делала кукол для деревенских ребятишек, чтобы играли. Это потом куклы оделись в исторические костюмы. Тамара Владимировна читала книги об орнаментах на одежде. Потом пошли рушники, сейчас в музее это самая большая коллекция, как и самоваров. Или вот швейные машинки «Зингер». Их две: настольная и ножная, очень тяжёлая. Как её люди сюда везли? Тамара Владимировна говорила, что такая машинка была у зажиточных людей.

– В музее есть памятный день Тамары Владимировны?

– Мы отмечаем её день рождения в августе и печальную дату в январе. У нас проходят в январе «Краеведческие чтения» её памяти, а в день рождения Тамары Владимировны открываем фотовыставку, выкладываем её в интернет, чтобы люди помнили.

– Вы главный хранитель музея. Что храните?

– На мне все экспонаты музея, документация, оформление поступивших в дар предметов, участие в выставках. У нас более 9 тысяч единиц хранения…

– Вы устроили выставку самоваров?

– Это летняя выставка. Мы работаем с летней детской площадкой при школе. А вот выставка пернатых и животных, которые обитают в наших лесах. Это для детей. Что касается самоваров, то это атрибут деревенского дома. Мы, например, много лет пили чай только из него. Нужно пить чай из самовара и красивой посуды. А ещё в Вате прошла весёлая свадьба у Китаевых. В День семьи, любви и верности мы провели для молодых свадебные заигрыши, как в старину. Людей было много, мама жениха сказала, что гостям всё очень понравилось. Мы подарили молодожёнам набор обереговых кукол. Пусть молодые будут счастливы и оставят свой след в жизни Ваты…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

14