Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

28.06.2016 09:40 Вторник
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 68 от 28.06.2016 г.

Где рыба встречалась с рыбом

V Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня» традиционно прошёл в Ханты-Мансийске в конце февраля. В 2007 году его назвали юбилейным.

В этот раз воспоминания о кинофоруме хочется начать не с представления жюри и номинантов на призы «Тайги», а с пресс-конференции с создателями полнометражного анимационного фильма «Ку! Кин-дза-дза» Георгия Данелия. Комедийная история с участием Евгения Леонова, Юрия Яковлева и Станислава Любшина, по словам режиссёра, понравилась далеко не всем зрителям в отличие, например, от «Афони» или «Мимино», но Данелия всю жизнь снимал только добрые комедии. Так вот, на встречу с журналистами режиссёр не приехал по причине нездоровья, а прислал продюсера команды Вали Валиева, режиссёра и постановщика Татьяну Ильину, аниматора Виктора Абрамчука и в качестве своего представителя жену Галину Данелия. Она энергично говорила о мечте мужа снять ремейк. В истории отечественного кино не было подобного случая, чтобы режиссёр переключился с художественного фильма на мультик, да ещё в 75 лет. Сейчас появились новые технологии в анимации, которые позволяют создать объёмную картину, имитирующую реальное кино.

Стоит отметить, что в создании этого фильма тогда принимала участие и кинокомпания «Югра-фильм», и это был один из первых её проектов с творческой командой Георгия Данелия. Фильм вышел на экраны в 2008 году, главного героя озвучивал сын Евгения Леонова Андрей, а музыку написал друг режиссёра Гия Канчели. Журналистам показали экспозицию рисунков к картине, которая сегодня известна зрителям.

А теперь традиционное представление. В конкурсную программу дебютов, ради которых и организован фестиваль, вошли десять фильмов. Российских режиссёров представили картины «Эйфория» Ивана Вырыпаева и «Ласточки прилетели» Аслана Галазова. Что касается «Эйфории», то она уже побывала на «Кинотавре» и даже на Венецианском фестивале. Лента завоевала Гран-при в Варшаве, а также получила высшую награду в Киеве и Минске. Во время её представления в Ханты-Мансийске, почти одновременно, «Эйфорию» смотрели зрители Мексики и Швейцарии.

Что это за фильм? Конечно же, история любви мужчины и женщины, любви настоящей и беспощадной. Не наученные любить и быть любимыми, герои киноистории не могут справиться с охватившей их эйфорией. Эту страсть сыграли Полина Агуреева и Максим Ушаков. Представлю и режиссёра: Вырыпаев – автор киносценариев «Бункер», «Другой район», «Бумер-2», по его пьесам поставлены спектакли во многих театрах мира, он же лауреат премии Президентского совета «За вклад в отечественную литературу» и многих театральных премий.

«Ласточки прилетели» Аслана Галазова – игровой дебют режиссёра, до этого он снимал документальное кино, учился в Вашингтонском университете, где прошёл курс истории и теории европейского кинематографа. Его история на экране показалась довольно странной: сорокалетний филолог по прозвищу Пик, педагог института, очень болен. Он уже давно ничего не хочет, его ничего не волнует, потому что он «подсел на иглу». В фильме снимались актёры из Северной Осетии.

Да, спросите вы, причём здесь рыба? Главный приз V  «Духа огня» завоевал фильм режиссёра Кирилла Михановского «Сны о рыбе». (Бразилия – Россия – США). Помните первые бразильские сериалы на ТВ? Так вот, за 111 минут бразильские актёры рассказали историю увлечения молодого рыбака Жуселину девушкой Анной, безразличной к нему и мечтающей о жизни в большом городе. Действие происходит в маленькой рыбацкой деревушке на побережье Атлантического океана. Рыбак проводит дни в море, а по вечерам смотрит модную теленовеллу «Поцелуй греха» в доме Анны. Казалось бы, обычная бразильская киноистория, которую снял наш бывший соотечественник, теперь американский режиссёр, но ведь чем-то она тронула сердца членов жюри?

Большие фестивали со временем обзаводятся репутацией, и к пятому году своего существования «Дух огня» в Ханты-Мансийске сумел её заработать, она стала достойной края, в котором его проводят. И свидетельство тому – международное жюри, конкурсная программа, в которой участвуют мировые дебюты и звёзды российского кино. За прошедшие четыре фестиваля в столице округа прошли сборные концерты. Сюда приезжали Лариса Долина, Александр Розенбаум, Андрей Макаревич, Борис Гребенщиков, Евгений Гришковец, Любовь Казарновская, Гарик Сукачёв, но главное спасибо организаторы «Духа огня» и его гости говорили правительству Югры, которое, не зацикливаясь на собственных художественных вкусах, приязнях или неприязнях, помогало фестивалю и способствовало возрождению отечественного кинематографа. За прошедшие фестивальные годы «Дух огня» стал естественным образом жизни на Югорской земле, к тому же в округе стало создаваться собственное кинопроизводство.

Я всё же представлю международное жюри V МФКД. Его возглавил французский кинорежиссёр Леос Каракс, призёр Каннского и Берлинского кинофестивалей, польский актёр Даниэль Ольбрыхский, которого ещё помнили зрители по фильму «Пепел». Среди его последних работ роли в фильмах «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова и «Турецкий гамбит» Джаника Файзиева. Приехал в Ханты-Мансийск и Джимми Карлссон – шведский режиссёр, чей фильм «Моя лучшая мама» в 2006 году был удостоен главного приза «Духа огня». Председателем жюри актёрского конкурса был народный артист СССР Сергей Никоненко, вместе с ним лучшую актрису и лучшего актёра для призов имени Евгения Леонова и Любови Орловой выбирали Алиса Гребенщикова и Лариса Удовиченко.  Милейшие, скажу вам, и красивые люди, особенно Алиса: открытая,  умная, искренняя. С ней можно говорить обо всём, в том числе и об отношениях с отцом, о жизни и фильмах, о её театральных работах. Среди актёров таких людей не так уж и много, поверьте на слово, так что Алиса Гребенщикова мне очень понравилась.

Из встреч в кулуарах театрально-концертного комплекса, где проходил фестиваль, запомнилось «столкновение» в фойе с Михаилом Шемякиным. Известный скульптор, много лет живущий «за бугром», он прилетел на презентацию «Гофманиады» режиссёра и профессора в области анимации Станислава Соколова.

Мир Гофмана особенно близок таинственному и гротескному миру художника Михаила Шемякина. Он увидел в анимации новые средства художественной выразительности, созвучные духу времени. Это он так сказал, а я помню его нашумевшую постановку балета «Щелкунчик» в Большом театре. Тогда скульптора ругали за режиссуру и декорации, а он действительно любил фантазии Теодора Амадея Гофмана, стал автором «щелкунчиков», которых вручают детям на музыкальном конкурсе.

Со скульптором, у которого не угадывался возраст, по-юношески узкоплечим и худощавым, говорить довольно непросто. Может быть, меня смущала его фирменная чёрная униформа и чёрные сапоги-казаки, чёрная бейсболка с длинным козырьком. Он же был подвижен и раскован. Мы говорили о его гофманиаде в мультипликации. Я знаю, что Гофмана любят далеко не все, а нынешние ребятишки едва ли интересуются его сказками, но Шемякин, зная их почти наизусть, до сих пор взволнованно говорит о чуде, превращениях, мечтах и надежде на счастье каждого из нас. Мне Шемякин показался самим Гофманом. Бывают же такие встречи… Я знала, что мы больше не встретимся, но в 2007 году не могла предположить, что V фестиваль будет для меня последним, потому что наступит экономический кризис. К счастью, он не коснулся «Духа огня».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

58