Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

19.04.2014 20:39 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 42 от 19.04.2014 г.

И наполнится сердце любовью и верою

Автор: Ольга БЕРЕЗИНА
Когда кончается Великий пост, который насыщен молитвами, покаянием, прощением, самоисправлением, духовным и телесным подвигом, наступает Пасха. Этот величайший праздник стоит особняком в ряду православных праздников. В этот день всё человечество, каждый из нас, получили надежду на спасение, потому что Христос воскрес.

На третий день после погребения Христа ранним утром в воскресенье несколько женщин (Мария, Саломия, Иоанна) пошли ко гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в грот, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел Господень. Вид Его был, как молния, и одежда Его бела, как снег. Устрашившись Ангела, женщины пришли в трепет. Ангел же сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал». Со страхом и радостью поспешили женщины возвестить Апостолам об увиденном. «И се, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там увидят Меня». И как некогда, Воскресшего увидели Его ученики.

Так в чём же смысл крестных страданий Христа и его Воскресения? Этот вопрос волнует человечество уже почти две тысячи лет. Интересно и подробно рассказывает об этом протодиакон Андрей Кураев. «Для нас очень дороги слова апостола Петра: «Мы спасены воскресением Иисуса Христа». То есть то, что происходит в связи со страданиями Христа – это путь к Пасхе. Но главное не в том, чтобы ещё одна боль появилась в мире, в данном случае боль Христа.

Для православия важнее органическое переживание всех этих событий. Человек скорее заболел. Грех не столько вина, не столько преступление, нарушение закона какого-то, сколько рана и болезнь души. Имя этой болезни то, что мы смертны. Чтобы её преодолеть, сам Бог вовлекается в нашу человеческую плоть. Обычный образ у восточных святых отцов такой, когда, скажем, кузнец делает меч, и вдруг в него откуда-нибудь с потолка падает какой-то кусок извести, в результате качество металла теряется, затем, для того чтобы исправить меч от этой порчи, которая в нём оказалась, меч надо переплавить. И, конечно, во время этой переплавки он перестанет быть мечом. Он растечётся и потеряет свою изначальную форму, но затем он вновь в неё вернётся, но уже в очищенном состоянии. Вот так православие понимает события страданий Христа и его воскресение. Страдание – это добровольное вхождение в смерть не ради того, чтобы умилостивить Бога, а ради того, чтобы пересоздать вот это тридневие смерти, чтобы в него пересоздать и перестроить человечество и уже затем воскрешённое, пасхальное человеческое естество Христа в Причастии раздать всем православным христианам».

Что такое царство смерти? Смерть – это пустота, небытие. Поэтому её нельзя просто прогнать, можно только заполнить изнутри. Разрушение жизни нельзя преодолеть ничем иным, кроме как созиданием. Для того, чтобы войти в эту пустоту и изнутри заполнить её, Бог принимает человеческий облик. Христос ворвался в ад, и сокрушённые им врата ада лежат под Его ногами. Сошествие во ад показывает, как совершается победа Христова: не силой и не магически-авторитарным воздействием, но через максимальное самоистощание, самоумаление Господа. Богу пришлось зайти очень далеко, чтобы, наконец, спасти Свое творение. Для верующих это означает, что отныне смерть человека становится не более, чем эпизодом его жизни. Поскольку Христос нашёл путь выхода из смерти, это означает, что если человек последует за ним, то Христос проведёт его через коридоры смерти. И смерть окажется не тупиком, а просто дверью. Именно поэтому апостолы говорят о том, что смерть Иисуса Христа – важнейшее событие в их личной жизни. Таким образом, спасение мы обретаем не смертью Христа, но Его воскресением. Смерть изгоняется натиском жизни. Христос не просто «претерпевает» муки. Нет. Он вторгается в область смерти и присозидает человечество к источнику бессмертной жизни – к Богу.

Пасха – это очень радостный и светлый праздник, воспевающий жизнь и любовь. Пасха провозглашает, что смерти нет, что она – лишь этап на пути человека, а вовсе не окончание жизни. В предпасхальные дни душа каждого из нас наполняется весенним теплом, ждёт какого-то чуда или праздника. Как же духовно подготовиться к Пасхе и достойно встретить этот Великий день?

К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Церковь готовит верующих к самому главному празднику семинедельным постом – временем покаяния и духовного очищения. Пасхальную радость невозможно пережить во всей полноте, не постившись, хотя бы и не так строго. Если вы пробовали поститься перед Пасхой, то сами можете подтвердить это. В одном стихотворении Бориса Пастернака говорится: «У людей пред праздником уборка, в стороне от этой толчеи омываю миром из ведёрка Стопы Пречистые Твои». Действительно, нужно стремиться не только к тому, чтобы подготовить стол повкуснее, прибрать в доме. Праздновать Пасху нужно не только телом, но в большей степени душой. Чистый Четверг не потому так называется, что в этот день делают баню и вытирают пыль с мебели, а потому что исповедаются и причащаются, то есть очищают свою душу. Великая Суббота – это отнюдь не просто время предпраздничной суеты, это время сокровенного молчания о тайне Бога, сошедшего во ад ради нас. И, конечно, Великая Пятница – это опять же не время поездок на кладбище или закупок еды, а время, когда христианин по возможности весь день стремится провести в храме в созерцании Христа, Его страданий, памятуя, что гвозди в руки Христа забили грехи каждого из нас.

Празднование Пасхи начинается с участия в пасхальном Богослужении. Оно совершенно особенное, отличающееся от обычных церковных служб, радостное. Церковь украшена белыми цветами, священники одеты в торжественные одеяния, проникновенно поёт церковный хор. Основная служба проходит в храме с полуночи и до 04.00-04.30 утра. Однако, по данным статистики, посещают её не более 6% населения. Если вы решили пойти на ночную службу, подготовьтесь заранее и выходите из дома до начала службы, чтобы успеть добраться вовремя. Храмы в эту ночь, как правило, переполнены. На пасхальную службу не стоит нести с собой корзины с едой, еду можно освятить накануне в субботу. При большом столпотворении народа будет сложно и тяжело держать при себе объёмные корзинки. Если вы не планируете идти на ночную литургию, можно освятить еду в церкви, поставить свечку, помолиться Господу с утра в сам праздник Пасхи.

А после того, как окончится служба, верующие «христосуются» – приветствуют друг друга целованием и словами «Христос Воскресе!» и слышат в ответ: «Воистину Воскресе!». После чего нужно обменяться троекратным поцелуем. Люди поступают так, потому что радость от воскрешения Спасителя просто переполняет души и сердца, и этой радостью нужно обязательно поделиться с окружающими, простив старые обиды и забыв плохие поступки. В течение пасхальной недели во всех церквях, как правило, разрешается любому желающему звонить в колокола. Празднование Пасхи продолжается сорок дней – ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения.

Пасха – это семейный праздник, когда за одним столом собираются друзья и родственники. По давней традиции дети и взрослые должны начинать пасхальную трапезу с окрашенного в красный цвет яйца. В основе этой традиции лежит библейская легенда. Мария Магдалина явилась известить императора Тиберия о воскрешении Христа. Император Тиберий взял в руки яйцо и сказал, что поверит такой небылице только, если яйцо в руке покраснеет. Как гласит предание, яйцо покраснело, и появилась традиция начинать пасхальную трапезу с кусочка пасхального кулича, пасхи и красного яйца. На Пасху принято делать друг другу и особенно детям маленькие подарки: крашенки и писанки – крашенные отварные или декоративные яйца, маленькие красиво украшенные пасочки, пасхальные куличи, пасхальные сувениры – зайчики, птички, свечи, веночки и корзинки. Всю Светлую седмицу принято ходить в гости и поздравлять друг друга со Светлым Христовым Воскресением, а также играть в пасхальные игры.

Пасха может стать очень ярким и интересным праздником для детей. Ведь они с удовольствием помогают мамам украшать белой глазурью и цветным сахаром пасхальные куличи, окрашивать яйца или украшать их нарядными наклейками. С детьми можно подготовить к Пасхе открытки для родственников, раскрасить вручную яйца и украсить цветами дом. Традиционными для этого праздника являются все цветы, которые расцветают как раз в это время: нарциссы, гиацинты, фиалки, тюльпаны, подснежники, ландыши. Цветами украшают праздничный стол, иконы и венки. Ребёнку нужно обязательно рассказать о Пасхе, о её традициях и истории, о Великом Посте понятными словами. Пока вы красите яйца или раскрашиваете самодельную открытку, поведайте ребёнку о жизни и смерти Иисуса Христа. С ребёнком можно почитать книги о Пасхе, посмотреть мультфильмы об Иисусе, например, «Богочеловек» – мультфильм, рассказывающий о пути Иисуса, или библейский сериал «Суперкнига». Также можно взять ребёнка в храм на освящение снеди, однако важно дать малышу понять, что храм – это не Пасха, Пасха – это Иисус.

Итак, сокрушив врата смерти, Христос показал путь к жизни и открыл дверь бессмертия, Он воскрес как первенец из мёртвых. Воскреснув, Он освятил, благословил и утвердил воскресение всех во всеобщий день воскресения, как колосья появляются из семян. В светлый праздник Пасхи Церковь призывает верующих «очистить чувства и увидеть Христа, сияющего непреступным светом воскресения», и, воспевая победную песнь, услышать ясно от Него: «Радуйтесь!» Пусть каждый православный христианин подольше сохранит пасхальный дух радости и чистоты! Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

307